Ну ладно. Был у меня в начале восьмидесятых годов экземпляр аккуратно отпечатанного (на машинке, кто помнит) и прекрасно переплетенного абсолютно самиздатовский роман "Шатуны". Автора романа звали Юрий Мамлеев.
Я тогда был безудержно юн, нонконформичен так же безудержно, но плевался после прочтения этого романа долго и искренне. Потом я подрос, стал больше понимать в вопросах формы, но и тогда, при воспоминании о "Шатунах", шептал, про себя, нехорошие слова.
Точки зрения на роман не изменил и сейчас. А вот автор, таинственным образом, получивший в 1974 еще году право на выезд, сегодня меня удивил.
Не тем, что он снова здесь, мало ли кто "повозвращался" с двумя паспортами за "недополученными" пряниками. Читать автора "Шатунов" меня не тянуло. Он для меня "закончился" новостью о профессорстве в Cernell University. Я сказал :"Farewell, America!"... А напрасно.
Вот вам текст (отрывок):
"Мы прошли великий путь. Мы узнали, насколько сакральна и важна для нас русская литература, литература пророков, гениев и национальных ясновидцев, почувствовали внутренний трепет нашего Невидимого древнего мировоззрения, ощутили пространство нашей протоистории, которое до сих пор живет в нас; мы познали дыхание Великого Хаоса, из которого исходит многое наше непостижимое и который охраняет нас от сапог мировых порядков; мы можем теперь проникнуть и в таинственную русскую вторую реальность, скрытую за маской повседневности; перед нашими глазами еще раз - уже который! - прошла Святая Русь во всем ее величественном Единении всемирного мессианства и национального начала (ведь православие - это сокровенный оплот и центр христианства); через нашу душу прошла вся непостижимая уму загадочность России, воспетая ее великими поэтами, ее разрывающая сердце противоречивость, ее высшая отстраненность и в то же время любовь к бытию; мы увидели, как наяву, судорогу ее странных сект; и, наконец, предощутили, что даже "окаянная" Русь - не какие-то отбросы, а напротив, в греховных проявлениях России есть, пусть и скрытый, аспект выхода, некое тайное, запрятанное "зерно", благодаря которому почти любые формы бытия России становятся парадоксально-драгоценными; мы познали и великую восточную суть России, которая ведет в бездны самопознания; мы познали, таким образом, восставшую из времени Русь Востока; предощутили сибирскую мощь и дух; ...и дальше... дальше... Россия, обращенная в Себя. И через все эти Лики России, то появляющиеся, то исчезающие, через всю ее плоть и дух проходит мистерия любви, Любви к России ее сынов и дочерей; любви, временами такой же сверхъестественной и непостижимой по своей глубине, как и сама Вечная Россия.
Да, несомненно, мы - не Восток и не Запад, не Европа и не Азия, и не их синтез, хотя отдельные черты всего этого у нас есть. Но даже то, что было взято нами, - быстро и стихийно; неодолимой творческой силой России преображалось в другое, в наше, в свое... И неужели не ясно, что мы - особая, самобытная, ни на кого не похожая, уникальная цивилизация, которая еще только начинает свое восхождение, восхождение, которое может вывести ее за пределы того человечества, которое существует сейчас на Земле.
Прежде чем предугадывать видимые кем-то и теперь черты Вечной России, нужно погрузиться в Ее метафизическую суть, ибо все остальное - производное от духовного Центра, от Истока. Сила высшечеловеческой Интуиции, медитации, созерцания и откровения может вести нас туда, где находится наш Исток. "Мы обладаем гениями всех наций и, сверх того, русским гением" (Достоевский).
Этот последний, особенный гений свойствен только нам и нам принадлежит до конца. И пусть он ведет нас в бездну Самораскрытия, в бездну Вечной России... И все-таки, раскрывая постепенно все скрытые и явные Лики России, о глубинах которых еще речь впереди, мы чувствуем, что чего-то, самого главного, самого таинственного, самого непостижимого и самого эзотерического, нам не хватает. Тем не менее присутствие этого самого эзотерического и закрытого уровня чувствуется во многих Ликах России, да и в ней Самой, в ее Вечной сути. Иначе не было бы мистического предвосхищения России как такой реальности, которая выходит далеко за пределы всякой данности.
Необходимо погрузиться в поиск этого неуловимого, но внутренне присутствующего ядра, в поиск уровня, выходящего за пределы нашего среза вселенной.
Обратим внимание сначала на одну, казалось бы, вполне объяснимую, хотя и противоречивую, особенность русского начала - любовь к своей земле и уход от нее в беспредельность, в трансцендентные сферы. Иными словами, любовь к земле и к Духу надмирному одновременно. Как всякое эзотерическое качество, оно многомерно: и наряду с обычным, доступным, философским значением, в нем есть иной смысл, а именно: крайняя любовь к своей земле и в такой же степени любовь к Духу - не просто гармония антиномий, гармония, казалось бы, несовместимого и т. д., а указание на то, что сама "земля", то есть бытие русской земли, России, имеет провиденциально-трансцендентный смысл, означающий, что эту землю нельзя просто бросать ради Неба, что русская земля и Небо вступили между собой в какие-то особые отношения. Эти отношения не означают просто, что "земля" должна быть освящена Духом для жизни на ней (или служить мостом между субстанцией и чистым Духом), - в этом случае "земля" все равно вторична по отношению к Небу и служит лишь для манифестации Духа в природном мире, мире Великой Материи. Такая ситуация вполне нормальна с точки зрения Духовной Традиции, но в данном случае наивысший уровень интерпретации русского отношения между "землей" и "Духом" выходит за эти пределы таким образом, что «земля», Родина, Россия оказывается любимой, по крайней мере, в той же степени, как и Небо, но не потому, что «земля» также дорога, как и Небо, а в трансцендентном, запредельном смысле. "Земля" нужна Небу (или Россия - Духу) для выражения некоей духовной тайны, причем Небо и "земля" как бы слиты в единой запредельности, в едином трансцендентном отношении, и в этом смысле Небо было бы «неполным» Небом без "земли". Высшей манифестацией этого равнотрасцендентного отношения является равная сила любви, стремления русских одновременно и к «земле» и к Небу. Это особенно проявляется и в русской культуре, когда "земля" трансформируется уже в Россию - в полном смысле этого слова. Уход к Духу, любовь к Нему - на одной стороне русской истории; а на другой - Любовь к России, и обе эти «полярности» не просто одинаково равноценны, уравновешивают друг друга, но они вступают между собой в эзотерические отношения, оказываются связанными силой одинаковой любви в нечто единое. Само Небо в душе русских как бы говорит: не бросай Россию, это тайна, хотя в обычно-традиционной ситуации все должно быть в конечном итоге категорическим образом брошено ради Духа, то есть ради Божества. Если вы что-то на земле любите так, что это оттесняет любовь к Духу - это уже большой грех в обычной традиции, но здесь, в нашей истории, есть, наряду с уровнем обычной Традиции, какой-то тайный аспект, когда само Небо в Русской Душе говорит: "Не бросай Россию" (в вечном смысле этого слова). Особенно утверждает это язык несоизмеримой Любви русских к России, и эта любовь, таким образом, оказывается сопричастной Небу. Любовь к России - при одновременной любви к Богу, к Духу - оказывается знаком того, что Россия необходима, нужна, чтобы выразить Ею то, что можно выразить только Ею."
Поскольку, я не вспоминал автора столько лет, то, для меня, эволюция потрясающа.