Нужна ли нам книга?

Нужна ли нам книга?

Сообщение Елена 16 дек 2009, 05:45

Перенес сюда из "Полемика". На мой взгляд, особо тут не пополемизируешь... А мнения высказать можно, как по одному из главнейших, определяющих вопросов, именно, Культуры.


Взято отсюда для удобства обсуждения http://www.aif.ru/society/article/29249 Понимаю "сомнительность" издания, но тема, как мне видится - важная. Поэтому пошла на использование данного источника.

Поколение, которое не прочтёт ни Чехова, ни Тургенева, ни Жюля Верна, вырастет жестоким и циничным...

В начале лета Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провёл исследования, которые власти предержащие как-то не заметили. А напрасно. Их результаты таковы, что как минимум двум министерствам - культуры и образования - нужно жать на все «тревожные кнопки» и собирать экстренные заседания кабинета министров. Потому как, согласно опросам ВЦИОМ, 35% россиян НЕ ЧИТАЮТ КНИГ ВООБЩЕ! А ведь Россия, если верить речам президента и премьер-министра, взяла путь на инновационное развитие. Но о каких инновациях, научных прорывах, развитии нанотехнологий и т. п. может идти речь, если больше трети населения страны за год ни разу не взяли в руки книгу? Никакую, даже завалящий детектив! «АиФ» решил разобраться, почему Россия, некогда самая читающая страна в мире, перестала читать и чем это грозит обществу.

Читаете ли вы книги

1996 г. (в %)
Никогда, очень редко 20
От случая к случаю 49
Практически ежедневно 30
Затрудняюсь ответить 1

2009 г. (в %)
Никогда, очень редко 20
От случая к случаю 42
Практически ежедневно 22
Затрудняюсь ответить 1

Какие жанры вы чаще всего выбираете для чтения?
(% от тех, кто читает книги, возможны несколько вариантов ответа)

43% - Российские боевики, «милицейские» детективы и детективы-стилизации
26% - Фантастика и фэнтези
26% - Классические историко-приключенческие романы
25% - Русская и зарубежная классика
25% - Зарубежные детективы
25% - «Женский» детектив
16% - Современная русская и зарубежная литература
16% - Современные романы об истории России, исторические романы прежних лет
13% - Переводные романы
11% - Поэзия

Изображение

Сергей Капица: "Россию превращают в страну дураков"


Данные ВЦИОМ говорят о том, что мы наконец пришли к тому, к чему стремились все эти 15 лет, - воспитали страну идиотов. Если Россия и дальше будет двигаться этим же курсом, то ещё лет через десять не останется и тех, кто сегодня хотя бы изредка берёт в руки книгу. И мы получим страну, которой будет легче править, у которой будет легче высасывать природные богатства. Но будущего у этой страны нет! Именно эти слова я произносил пять лет назад на заседании правительства. Время идёт, а процессы, которые ведут к деградации нации, никто даже не пытается понять и приостановить.
У нас происходит полный разрыв слов и дел. Все говорят об инновациях, но при этом не делается ничего, чтобы эти лозунги начали осуществляться. И объяснения «Я так много работаю. Когда же мне ещё и читать?» не могут служить извинением. Поверьте, наше поколение работало не меньше, но время для чтения при этом всегда находилось. А производительность труда в обществе несколько десятков лет назад была выше, чем сейчас. Сегодня же чуть ли не половина трудоспособной молодёжи работает в охранных организациях! Получается, что все эти молодые парни - тупые, ограниченные люди, способные лишь бить морду?

Куда впадает Волга?

Вы спрашиваете, зачем вообще человеку читать. Опять-таки приведу пример: организмы человека и обезьяны очень близки по всем своим характеристикам. Но обезьяны не читают, а человек читает книги. Культура и разум - вот основное отличие человека от обезьяны. А разум основан на обмене информацией и языке. И величайший инструмент обмена информацией - именно книга. Раньше, начиная ещё со времён Гомера, существовала устная традиция: люди сидели и слушали старцев, которые в художественной форме, через сказания и легенды прошедших эпох, передавали накопленные поколением опыт и знания. Потом возникло письмо, и вместе с ним - чтение. Традиция устного сказа угасла, а теперь угасает и традиция чтения. Возьмите как-нибудь и хотя бы ради любопытства перелистайте переписку великих. Эпистолярное наследие Дарвина, которое сейчас издаётся, - 15 тыс. писем. Переписка Льва Толстого тоже занимает не один том. А что останется после нынешнего поколения? Их эсэмэски будут издавать в назидание потомкам?
Я давно предлагал изменить критерии приёма в высшие учебные заведения. Не надо никаких экзаменов - пусть абитуриент напишет сочинение на пяти страницах, в котором объяснит, почему он хочет поступить на тот или иной факультет. Умение грамотно изложить свои мысли, суть проблемы демонстрирует интеллектуальный багаж человека, уровень его культуры, степень развития сознания. А ЕГЭ, который сегодня используют, не может дать объективной картины знаний школьника. Он построен лишь на знании или незнании фактов. Но факты далеко не всё! Впадает ли Волга в Каспийское море? Ответ на этот вопрос заслуживает не галочки в соответствующей клеточке, а отдельной серьёзной беседы. Потому что миллионы лет назад Волга впадала не в Каспийское, а в Азовское море, география Земли была другой. И вопрос из хрестоматийного превращается в интересную проблему. Чтобы решить её, как раз-то и требуется понимание, которого без чтения и образования добиться невозможно.

Чувства вместо умов

Вопрос потери интереса к чтению - это вопрос о том, что сейчас происходит с людьми. Мы упёрлись в очень сложный момент развития человечества в целом. Темпы развития техники сегодня очень высоки. А наша способность это всё осмыслить и разумно в этой технической и информационной среде жить от этих темпов отстаёт. Мир переживает сейчас очень глубокий кризис в сфере культуры. Так что ситуация в нашей стране довольно типична и для всего остального мира - в Америке и в Англии тоже мало читают. Да и такой крупной литературы, которая существовала в мире 30-40 лет назад, сегодня уже нет. Сейчас властителей умов вообще найти очень сложно. Возможно, потому, что никому не нужны умы - нужны ощущения.

Нам сегодня не к чтению нужно отношение менять, а коренным образом поменять отношение к культуре в целом. Министерство культуры должно стать важнейшим из всех министерств. А первоочередная задача - перестать подчинять культуру коммерции. Деньги есть не цель существования общества, а всего лишь средство достижения тех или иных целей. Вы можете иметь армию, солдаты которой будут доблестно сражаться, не требуя вознаграждения, потому что верят в идеалы государства. А можно иметь на службе наёмников, которые с равным удовольствием будут убивать и своих, и чужих за одни и те же деньги. Но это будут разные армии! И в науке прорывы делаются не за деньги, а для интереса. Такой вот кошачий интерес! И с крупным искусством то же самое. Шедевры за деньги не рождаются. Если же всё подчинять деньгам, то деньгами всё и останется, не превратятся они ни в шедевр, ни в открытие.

Чтобы дети вновь начали читать, в стране должна сложиться соответствующая культурная обстановка. А что сейчас определяет культуру? Когда-то тон задавала Церковь. Люди в выходной день шли в храм и вместо телевизора смотрели на фрески, иконы, витражи - на иллюстрацию жизни в образах. Великие мастера работали по заказу Церкви, большая традиция освещала всё это. Сегодня люди ходят в Церковь гораздо меньше, а обобщённую картину жизни даёт телевидение. Но никакой великой традиции, никакого искусства здесь нет. Ничего, кроме мордобоя и стрельбы, вы там не найдёте. Телевидение занимается разложением сознания людей. На мой взгляд, это преступная организация, подчинённая антиобщественным интересам. С экрана идёт лишь один призыв: «Обогащайтесь любыми способами - воровством, насилием, обманом!»

Вопрос развития культуры - это вопрос будущего страны. Государство не сможет существовать, если не будет опираться на культуру. И не сможет лишь деньгами или военной силой укрепить свои позиции в мире. Чем мы можем сегодня привлечь бывшие наши республики? Только культурой! В эпоху СССР они прекрасно существовали в рамках нашей культуры. Сравните уровень развития Афганистана и республик Средней Азии - разница огромная! А сейчас все эти страны выпали из нашего культурного пространства. И, на мой взгляд, важнейшая задача сейчас - вновь их в это пространство вернуть. Когда распалась Британская империя, важнейшими инструментами воссоздания целостности англоязычного мира стали культура и образование. Британцы открыли двери своих высших учебных заведений для выходцев из колоний. В первую очередь для тех, кто в дальнейшем мог бы стать управленцем этих новых стран. Я недавно разговаривал с эстонцами - они готовы учиться медицине в России. Но мы берём с них огромные деньги за учёбу. При том что возможность учиться в Америке или Англии они получают даром. И чем мы после этого сможем тех же эстонцев привлечь, чтобы взаимодействие с нами им стало важнее, чем взаимодействие с Западом? Во Франции существует министерство франкофонии, которое продвигает культурную политику Франции в мире. В Англии Британский совет считается неправительственной организацией, но на самом деле проводит чёткую политику по распространению английской культуры, а через неё - глобального английского влияния в мире. Так что вопросы культуры сегодня переплетаются с вопросами политики и национальной безопасности страны. Пренебрегать этим важнейшим элементом влияния нельзя. В современном мире всё в большей степени наука и искусство, а не ресурсы и производительные силы определяют могущество и будущее страны.


Комментаий специалиста
"Подростки сегодня стали меньше читать художественную литературу. Причин этому несколько. Во-первых, в школе учителя по-прежнему гонятся за высокими показателями скорости чтения. Но из-за этого у учеников плохо формируется сам навык чтения, его качество, - говорит Татьяна Филиппова, ведущий научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО - В итоге ребёнок, прочитывая за минуту положенное число слов, не понимает сути прочитанного, не может пересказать текст. А когда человек чего-то делать не умеет, он и не хочет этого делать по своей воле. К нам в Центр диагностики развития детей и подростков порой приходят ученики 3-4-х классов, которые читают по слогам. Наивно ожидать, что эти дети своё свободное время будут проводить за книгой. Во-вторых, если 5-6 лет назад за компьютерами сидели в основном студенты и взрослые люди, то уже два года назад, как показывают наши исследования, у мониторов «зависали» ученики младших классов. Кроме того, сами родители не приучают ребёнка к книгам. Дошкольникам регулярно читают только 10% родителей, а школьникам - всего 0,2% пап и мам! Многие думают: раз научился читать хотя бы по слогам - читай дальше сам. Но это заблуждение. Задача родителей - сделать чтение потребностью, такой же насущной, как чистка зубов или умывание. Подбирайте ребёнку интересные книги, помогите ему в выборе, почитайте вслух, даже если ему уже 10-12 лет".

Не последнюю роль в том, что мы всё меньше и меньше читаем, по мнению специалистов, играет и телевидение. А конкретно - огромное количество телеканалов и… пульт дистанционного управления. Для тех, кто предпочитает смотреть телевизор, "прыгая" с канала на канал, на Западе даже придумали специальный термин - "заппинг". Всего таких "попрыгунчиков" набирается порядка 47% от смотрящих телевизор. При постоянном переключении с канала на канал картинка, воспринимаемая зрителем, оказывается составленной из отрывков программ, идущих параллельно по разным каналам. Зритель словно "монтирует" свою собственную передачу из кусочков разнородного видеоматериала. Добавьте к этому постоянные перерывы на рекламу, сериалы, в которых одна история оказывается порой "разрублена" на несколько сотен маленьких кусков и её можно начать смотреть чуть ли не с любого места.

"В итоге мы имеем следующее, - говорит Даниил Дондурей, социолог, главный редактор журнала «Искусство кино». - За последние пару лет наметилась тенденция: школьники теряют способность следить за сюжетом и поступками героев. Они практически потеряли навыки пересказа прочитанного текста - элементарного, не говорю уже о таких сложнейших вещах, как «Анна Каренина», к примеру. А с введением в стране цифрового телевидения (и, как следствие, увеличением количества каналов) подобные явления будут только нарастать".
Аватара пользователя
Елена
слушатель
 
Сообщений: 41
Зарегистрирован:

Re: Нужна ли нам книга?

Сообщение левый 19 дек 2009, 01:31

Да, дискутировать тут, и в самом деле, не о чем.... Книга... Книга, это ресторанное (хороший ресторан!) или домашнее пиршество, а все остальное, включая большинство кинофильмов, - бигмак. Полуфабрикат вашей душевной и умственной работы: чуть подогрел (пихнул в проигрыватель) и потреби, по-быстрому...
Когда человек читает книгу, он, чтобы узнать побольше о заинтересовавших его героях, как правило, читает что-то еще, и еще, пока в его сознаниии не возникает все прочитанное, " как в кино"! С той разницей, что это "кино" он "снял" сам.
Аватара пользователя
левый
гражданин
гражданин
 
Сообщений: 57
Зарегистрирован:
Откуда: ленинград

Re: Нужна ли нам книга?

Сообщение кино 22 дек 2009, 04:00

Согласен с коллегой левый - дискутировать тут не очень получится. Как я понимаю, присуствующие книги читают и другим рекомендуют. Но спасибо, елена, за публикацию мнения уважаемого профессора ("краснобай и баломут..."))). Всегда интересно узнать мнение подобных людей. А источник... Ну что делать, если сегодня трибуной для Капицы является Аиф...

P.S. Приведенная статистика, особенно за 2009 год, неопровержимо свидетельствует: а) материал, действительно, из АиФ ... б) о 15%-ной убыли населения за прошедшие годы...
Аватара пользователя
кино
слушатель
 
Сообщений: 47
Зарегистрирован:

Re: Нужна ли нам книга?

Сообщение фиолет 25 дек 2009, 01:41

ВЦИОМ ознакомил нас с мнением российских граждан о "нормах" русского языка. Взято с сайта http://www.manwb.ru/(Человек без границ).

По мнению россиян, словарь должен выполнять скорее функцию сохранения установленных языковых норм (62%), нежели следовать за реальным языком людей и фиксировать изменения в нормах (28%).

Первой точки зрения придерживаются, в основном, женщины (64%), высокообразованные россияне (67%) и те, кто считает нормой языка предписания словарей и языковедов (78%).

Им оппонируют, как правило, мужчины (31%), малообразованные респонденты (33%) и те, кто полагает, что норма языка - это то, как говорит большинство (52%).

Москвичи и петербуржцы наиболее склонны считать, что словарь предназначен для охраны языковых норм (74%). Селяне и жители малых городов чаще считают, что словари должны следовать за реальным языком людей и фиксировать его изменения (30%).

Каждый второй россиянин считает недопустимым превращение разговорных норм в литературные, называя это деградацией языка (51%). Эта позиция наиболее характерна для 25-59-летних респондентов (52-54%), высокообразованных россиян (60%), а также тех, для кого нормой языка являются предписания словарей и языковедов (66%).

Впрочем, 34% опрошенных полагают, что это вполне нормальный и естественный процесс - как правило, это молодежь моложе 24 лет (42%), малообразованные респонденты (38%) и те, кто считает нормой языка то, как говорит большинство жителей нашей страны (56%). Не видят ничего плохого в превращении разговорного языка в литературный, в первую очередь, жители малых городов и сел (38%).

Столичные жители наиболее склонны придерживаться противоположного мнения, считая подобный процесс разрушением языка (68%).

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 31 октября - 1 ноября 2009 г.
Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Аватара пользователя
фиолет
слушатель
 
Сообщений: 38
Зарегистрирован:
Откуда: москва, центр


Вернуться в Вопросы Культуры


cron
Яндекс.Метрика