«Аскольд»

«Аскольд»

Сообщение Один из нас 20 сен 2009, 06:12

У вещей, как и у людей бывают свои судьбы. Что говорить про корабли... Вот судьба одного славного корабля Русского военного флота - крейсера «Аскольд».
Просто крейсер. Просто двадцать лет. Тысячи людей связанных с этим кораблем, самоотдача этих людей и корабля. Просто «Аскольд». (использованы материалы: В. Я. Крестьянинов, С.В. Молодцов «Крейсер «Аскольд»» и др. источники.)


В самом конце XIX века резко начала усиливаться роль и, что самое главное, военная мощь Японии в дальневосточном регионе. Россия не могла позволить себе проигнорировать это.
В военном и военно-морском ведомствах составили планы усиления нашего присуствия в этом стратегически важном районе.

РОЖДЕНИЕ

16 декабря 1897 года состоялось совещание высших чинов Морского ведомства на котором было принято решение об изменениях в программе кораблестроения на 1898 год, всязи с необходимостью увеличения Тихоокеанской эскадры.
Решение было утверждено Государем Императором 29 февраля 1898 года.
В числе прочих, предстояло построить шесть т.н. « дальних» крейсеров-разведчиков водоизмещением в 5000-6000 тонн.
Морской технический комитет раазработал техническое задание на кресер в 6000 тонн, скоростью в 23 узла и вооружением в 12 6-дюймовых (152 mm) орудий главного колибра и 12 3-дюймовых (75 mm).
В апреле 1898 задания были разосланы для проведения конкурса на русские и иностранные заводы.
Надо сказать, что заложенные в тех. задание параметры, изначально, не позволяли рассчитывать на, действительно, сильную броневую защиту: броневой пояс по ватерлинии не планировался. Приходилось ограничить будущие корабли карапасной броневой палубой "(Броня, 1) на военных кораблях ранее делалась из кованого железа; в 1880-х гг. стали делать ее сталежелезной (железн. со слоем стали на поверхности); в 1890-х гг. появилась сталениккелевая; затем из последней, при помощи особой закалки (по способу Гарвея — гарвеировании, или по способу Круппа) получалась еще большая твердость на поверхности. Толщина бортовой Б. редко более 15´´. Для защиты от навесной стрельбы делается палубная Б. из толст. железн. листов (до 3´´ толщ.); иногда выпуклая (карапасная) для защиты и в вертикальном направлении". (БЭС Брокгауза и Эфрона))

Первым крейсером этой группы стал «Варяг»,заказ на постройку которого был подписан вне конкурса с американской фирмой «Чарльз Уильям Крамп и сыновья», Филадельфия.

К сентябрю 1898 года в США и в Германии на трех заводах по оригинальным проектам, но по единому заданию МТК строились три крейсера для Российского Императорского флота. Предполагалось, получив три современных корабля, выполненных разными кораблестоительными школами, после сравнительных испытаний, выбрать лучший и начать серийное производство на российских заводах.

Нас интересует строительство крейсера в немецком Киле на верфи Общества судостроительных и механических заводов «Германия».
Немцы торопились и уже к 1 ноября 1898 года изготовило киль на всю длину и приступила к сборке «фундамента» машин. Между тем , в МТК обнаружили в немецких чертежах множество недостатков и, в резудьтате ожесточенных споров инженеров, кораблю были возвращены многие из «утерянных» в немецком пректе качеств, но не все.
Много споров вызвал вопрос о дымовых трубах. Кораблестроительный отдел МТК требовал сократить их число, чтобы уменьшить площадь цели и уваливание крейсера под ветер из-за большой парусности носовой части. Инженер Шульц категорически отказался убрать хотя бы одну трубу, даже самую тонкую - переднюю, опасаясь, что это приведет к снижению скорости на один узел. Его поддержал механический отдел, и корабль остался пятитрубным. Уникально пятитрубным. Легкоузнаваемым.
Еще 21 декабря 1898 года крейсеру было присвоено имя «Аскольд» в честь князя, правившего в Киеве во второй половине IX века и, под руководством которого был совершен первый поход на Константинополь.

(Имя это , в соответствии с традициями русского флота было наследственным: его носил 46-пушечный фрегат, спущенный на воду в Санкт-Петербургском Новом Адмиралтействе 6 июля 1854 года и разобранный в Кронштадте в 1861 году. Потом его имя перешло к корвету, спущенному на воду на Охтинской верфи 15 октября 1863 года. Второй «Аскольд» был исключен из списков флота через тридцать лет.)

Третий корабль с этим именем, крейсер 1 ранга - зачислили в списки флота 11 января 1899 года, причем его официальная закладка со­стоялась лишь через полгода, 8 июля без торжественной церемонии.

Контроль за ходом постройки на верфи осуществляла «наблюдающая» комиссия во главе с капитаном 1 ранга Рейценштейном, ставшим затем первым командиром «Аскольда».
2 марта 1900 года корпус успешно был спущен на воду. К осени началось оборудование кают и различных помещений. Прибывавшая партиями из России команда вместе с офицерами все рабочее время проводила на корабле.
11 апреля 1901 года новый корабль первый раз вышел в море.
Все лето проходили испытания и устранение выявленных недостатков. После испытаний 3 ноября, когда крейсер развил рекордную мощность - 23 500 л.с., Рейценштейн написал в донесении : «Флот получает самый быстроходный крейсер в мире».
12 января 1902 под звуки оркестра и залпы артиллерийского салюта были торжественно подняты Андреевский флаг, гюйс и вымпел. Флот получил самый быстроходный крейсер в мире.

Изображение
«Аскольд». Балтика. 1902.


При вступлении в строй крейсер имел по двенадцать 6-ти дюймовых и 3-х дюймовых орудий, восемь 47-мм и три 37-мм пушек Гочкиса, две десантные 63,5-мм пушки Барановского и два пулемета.
Шестидюймовые орудия образца 1891 г. изготовлялись на Обуховском заводе по лицензии французского инженера Канэ и находились на верхней палубе и носовой надстройке. Ттрехдюймовые орудия системы Канэ образца 1891 г. на установках конструкции Меллера располагались на батарейной палубе без щитов.
Шесть 47-мм орудий системы Гочкиса образца 1896 г. устанавливались стаци­онарно, а два - на съемных станках и могли переноситься на два паровых катера. Аналогично два 37-мм Гочкиса образца 1896 г. можно было снять и использовать на баркасах крейсера.
Два 63,5мм орудия Барановского образца 1882 г. на колесном лафете предназначались для корабельного десанта. Их небольшой вес позволял выгружать их с крейсера стрелой на баркас или катер и вручную доставлять на берег. Располагались они на верхней палубе - как и два пулемета системы Максим.
Боекомплект для 6-ти дюймовых орудий рассчитывался на 3 часа боя по 180 выстрелов на орудие, для 3-х дюймовых - на 2,5 часа боя по 650 выстрелов. Боекомплект главного калибра состоял из 564 бронебойных, 564 фугасных, 624 чугунных, 372 сегментных снарядов, а 75-мм: 1500 бронебойных и 2116 чугунных (после русско-японской войны чугунные и сегментные снаряды заменили фугасными).
Артиллерийский боезапас хранился в 12 погребах (шесть из них предназначались для 6-ти дюймовых, три для 3-х дюймовых и три для малокалиберной артиллерии). Общая вместимость: 2204-6-ти дюймовых, 3616-3-х дюймовых, 5990-47мм, 1620-37мм выстрелов.
Подача снарядов, зарядов и унитарных патронов из погребов осуществлялась 14 электрическими элеваторами (восемь для главного калибра и по три для 75-мм и малокалиберных орудий).
Крейсер был оборудовал ситемами принудительной ветниляции и автономной системой откачки воды по отсекам.
(За время службы корабля артиллерийское вооружение изменялось: в осажденном Порт-Артуре были оставлены два 3-х дюймовых, два 47-мм орудия, пулеметы и обе пушки Барановского. Впоследствии, два порта 3-х дюймовых орудий зашили. Во время Первой Мировой войны сняты два 47-мм и установлены два 57 английских и два 47-мм французских зенитных орудия (аэропушки) и четыре зенитных пулемета).
Кроме стандартных деревянных ялов и вельботов, крейсер нес два стальных паровых катера, рабочий баркас, полубаркас и моторный катер. Паровые катера водоизмещением по 12,25 т были способны полным ходом 9,35 узла пройти 180 миль и вооружались 47-мм орудием Гочкиса на носу и пулеметом «Максим» на корме. Вместо орудия мог устанавливаться минный аппарат. Рабочий баркас был приспособлен для перевозки десантного орудия Барановского, а два полубаркаса были вооружены 37-мм пушками Гочкиса.

При вступлении в строй корабельный штат крейсера выглядел так: 21 офицер, 9 кондукторов, 550 нижних чинов (унтер-офицеров, матросов). В годы Первой Мировой войны: 19 офицеров, 11 кондукторов, 620 нижних чинов.

Главным недостатком «Аскольда» и его собратьев было отсутствие броневого пояса по ватерлинии. Опыт русско-японской войны показал, что угольные ямы не могут служить достаточной защитой от попаданий в районе ватерлинии снарядов калибра от 6-ти дюймов и выше (именно,пробоины у ватерлинии в бою 28 июля 1904 года, полученные «Аскольдом» и «Дианой», были главной причиной их интернирования в Шанхае и Сайгоне, соответственно.) Однако не следует забывать, что, определяя параметры будущих крейсеров, специалисты МТК указали конкретных "конкурентов" этих кораблей: японские крейсера типа «Такасаго» и английские типа «Аррогант». То есть, «Аскольд» не предназначался для боя с броненосными крейсерами, а должен был уходить от них благодаря преимуществу в скорости. Сравнение же с современными ему бронепалубными крейсерами аналогичного водоизмещения, было в пользу «Аскольда».

А что построенные по тому же заданию «Варяг» и «Богатырь»? «Варяг», оказался самым дорогим: его полная стоимость вместе с вооружением и боезапасом - 6 млн. руб., «Аскольда» - 5 млн., «Богатыря» - 5,5 млн. В рамках условий «программы проектирования» менее удачно решили проблему защиты артиллерии американцы на «Варяге», где 6-ти дюймовые орудия даже не имели щитов. Наиболее защищенной была артиллерия «Богатыря»: 4 6-ти дюймовых орудия - в башнях, столько же - в казематах и лишь еще 4 - в палубных установках. Однако, с точки зрения управления огнем, лучшим расположением орудий отличался «Аскольд». Все его 6-ти дюймовые пушки располагались на верхней палубе, а 3-х дюймовые - палубой ниже. На «Богатыре» же 6-ти дюймовые и 3-х дюймовые орудия в средней части стояли вперемежку, что затрудняло управление их стрельбой. У «Богатыря» в бортовом залпе могло участвовать восемь орудий главного калибра, у «Аскольда» - семь, у «Варяга» - шесть. Но из-за того, что скорострельность башенных орудий «Богатыря» была вдвое ниже палубных установок, «Аскольд» фактически лидировал по "весу залпа".

Конструкция и качество изготовления механической установки крейсера были отличными. Котлы и машины надежными и очень экономичными. Например, на 18 500 миль, пройденных в 1902 году, «Аскольд» израсходовал 7300 тонн угля, в то время как «Варягу» на путь в 8000 миль потребовалось 8000 тонн. Впоследствии, именно, благодаря машинной установке «Аскольд» смог совершить свой знаменитый прорыв в бою 28 июля 1904 года.

Итак, 27 января 1902 года крейсер покинул Кильскую бухту и через два дня вошел на рейд порта Императора Александра III (Либава). В этом плавании на его борту находился тогда уже признанный специалист кораблестроения, будущий академик Крылов. В Либаве крейсер простоял до 1 мая, а затем присоединился к отряду кораблей под командованием контр-адмирала Чухнина, шедшему с Дальнего Востока в Кронштадт.

Приняв полный боекомплект и запасы, 3 сентября 1902 года «Аскольд» навсегда покинул Кронштадт и направился на Дальний Восток для усиления эскадры Тихого океана.

АРТУР

13 февраля 1903 года «Аскольд» встал на якорь на рейде Порт-Артура.
МИД Империи предпринимал попытки ослабить напряженность на Дальнем Востоке дипломатическими усилиями. По просьбе министерства в распоряжение посланника в Японии Извольского был выделен «Аскольд».
В рамках этой миссии крейсер побывал в Нагасаки, Иокогаме, Кобе, посетил китайский порт Таку, английскую колонию на территории Китая - Вейхайвей и германскую - Цин­дао и 30 апреля 1903 года вернулся в Порт-Артур.
3 мая 1903 года «Аскольд» вместе с крейсером «Новик» снова вышел в море. Их путь лежал во Владивосток - для встречи военного министра, генерала от инфантерии Куропаткина. С «Аскольда» министр осмотрел бухты Приморья и 28 мая прибыл в японский порт Симоносеки, откуда вместе со свитой на поезде уехал в Токио, а «Аскольд» и «Новик» перешли в Кобе. С прибытием туда дипломатической миссии поход продолжился. Посетив Нагасаки, крейсера направились в Порт-Артур, куда благополучно прибыли 17 июня 1903 года.

31 июля крейсер снова вышел во Владивосток, имея на борту Наместника на Дальнем Востоке вице-адмирала Алексеева, спешившего для решения вопросов подготовки Приморского края к обороне.
19 августа 1903 года, в заливе Петра Великого крейсер выполнил учебную стрельбу по щиту на скорости 18 узлов при ветре 3 - 4 балла. Хотя был легкий туман, ко­мендоры «Аскольда» показали хорошие результаты: из 36 выпущенных 6-ти дюймовых снарядов в цель попали 7, из 36 3-х дюймовых - 12 и из 40 47-мм - 5. (Интересно сравнить эти цифры с результатами аналогичной стрельбы «Варяга», выполненной им 16 декабря 1903 года, перед его знаменитым боем. Хотя «Варяг» вел огонь, идя с меньшей ско­ростью (12,5 узла), из тех же 36 выпу­щенных 6-ти дюймовых снарядов, 33 3-х дюймовых, 56 47мм и 20 37мм в щит попало всего три: один 3-х дюймовый и два 47мм).

Последним событием мирного времени для «Аскольда» стала смена командира. 17 января 1904 года назначенный начальником отряда крейсеров Рейценштейн, сдал корабль капитану 1 ранга Грамматчикову, бывшему командующему 2-го отряда миноносцев.

Вечером 26 января 1904 года японские миноносцы атаковали русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура. «Аскольд» стоял в первой линии, ближе других к врагу. Но четкие действия команды при организации ответного огня помогли избежать попаданий.

Утром 27 января главные силы японского флота к Порт-Артуру и вступили в бой со стоявшими на рейде кораблями и береговыми батареями. Активные действия крейсеров и батарей и последовавший выход броненосцев на рейд заставили японскую эскадру удалиться. В «Аскольд» в течение 40 минут боя попало шесть снарядов и большое количество осколков от близких разрывов. Четыре комендора погибли, 10 моряков получили ранения. По приказу наместника Алексеева 24 нижних чина «Аскольда» были награж­дены знаками отличия военного ордена Св. Георгия.

Изображение

«Аскольд» на рейде Порт-Артура. Перекрашенный в боевой «оливковый» цвет Эскадры Тихого океана. 1904.



После завершения ремонта «Аскольд» 5 и 9 февраля выходил на разведку при­легающего к крепости района, а 11 вместе с крейсерами «Баян» и «Новик» уча­ствовал в перестрелке с четырьмя япон­скими крейсерами.

Утром 12 февраля главные силы япон­ского флота вновь подошли к Порт-Ар­туру. «Баян», «Аскольд» и «Новик» нахо­дились на внешнем рейде, прикрывая возвращавшиеся с моря миноносцы.

Шесть броненосцев и шесть броненосных крейсеров японцев открыли огонь. Наши крейсера тотчас ответили. «Аскольд» в этот момент был ближе других к противнику. Участник боя писал: «Они осыпали нас снарядами, вода кипела... то здесь, то там поднимались большие столбы воды, снаряды рвались, осыпая кругом осколками. Вот один за другим 2 снаряда падают у нас за кормой, причем один так близко, что обливает водой палубу на юте. В это время раздается выстрел кормовой пушки, как бы в ответ на прилетевший гостинец. Циферблаты поминутно звонят, показы­вая расстояние: 45, 45 1/4, 43... 35; снаряды ложатся все ближе и ближе, но мы даем ход, и наша машина, всегда нас выручавшая, выносит нас из опасности... снаряды ложатся то за кормой, с бортов или рикошетируют в берег... Мы стреляли непрерывно, носясь по рейду полным ходом». После первого же выстрела на «Аскольде» разорвало ствол 6-ти дюймового орудия, осколки посыпались на палубу. Расстояние между нашими и японскими кораблями уменьшилось до 32 кабельтовых. Только большой ход спас «Аскольд» от смертельных для него попаданий тяжелых снарядов. Уникальный бой трех крейсеров против 12 броненосных кораблей продолжался около 30 минут. «Аскольд» выпустил по врагу 257 снарядов, не получив при этом серьезных повреждений.

«Ас­кольд» в составе эскадры выходил в море 27 февраля, 9 и 13 марта, причем 9 марта - под флагом Макарова. По возвращении из последнего похода на крейсер снова прибыл капитан 1 ранга Рейценштейн - на сей раз в качестве начальника отряда крейсеров. С тех пор его вымпел практически не спускался с клотиков «Аскольда». 30 марта крейсер выходил в море за появившейся на горизонте китайской джонкой и привел ее в Порт-Артур. Вечером на «Аскольд» прибыл Макаров. Это была последняя ночь в жизни Макарова. Утром 31 марта Степан Осипович перешел на эскадренный броненосец «Петропавловск» и погиб при гибели броненосца на минах.

5 мая «Аскольд» вышел в море, прикрывая минный транспорт «Амур».

Во время ожесточенного боя на Цзиньчжоуском перешейке русские войска с фланга поддерживались паровыми катерами с броненосцев «Ретвизан», «Севастополь» и крейсера «Аскольд».

14 июля, около 13 часов дня приблизились миноносцы противника, но были своевременно обнаружены сигнальщиками «Аскольда». Семи шестидюймовых снарядов крейсера оказалось достаточно, чтобы миноносцы убрались, но им на смену пришли броненосные крейсера «Ниссин» и «Касуга» и открыли огонь из своих орудий, превосходящих по дальнобойности артиллерию «Аскольда». Осколки от близко разорвавшегося японского снаряда незначительно повредили дымовую трубу. В 15 часов за кормой «Аскольда» обнаружили японскую мину и расстреляли ее. Шедший следом «Баян» подорвался на другой мине. Единственный броненосный крейсер эскадры, флагман отряда крейсеров надолго вышел из строя. Его место занял «Аскольд».

28 июля 1904 года эскадра вышла в море для прорыва во Владивосток. «Аскольд» под флагом контр-адмирала Рейценштейна возглавлял отряд крейсеров, шедший в кильватерной колонне за броненосцами. В 12.30 начался бой. В 13.09 12-дюймовый снаряд (предположительно с броненосца «Сикисима») разорвался у основания первой трубы. В 13.12 второй крупный снаряд попал в кормовую часть и разорвался в каюте старшего штурмана. Возникший пожар был быстро потушен. Через три минуты «Аскольд» отвернул влево. За ним вышли из-под обстрела остальные крейсера: «Новик», «Паллада», «Диана». Зайдя за броненосцы, они составили вторую колонну, «Аскольд» пошел на левом траверзе флагманского броненосца «Цесаревич».

В 16.50 японские корабли догнали эскадру контр-адмирала Витгефта, и бой возобновился с новой силой. Командующий русской эскадрой Витгефт был убит. Русские броненосцы повернули в сторону Порт-Артура. Рейценштейн принимает решение идти на прорыв. На фок-мачте «Аскольда» взвились вверх флаги сигнала: «Крейсерам сле­довать за мной».
В 18.50 «Аскольд» открыл огонь и на­правился прямо на броненосный крей­сер «Асама», шедший отдельно. Вскоре на «Асаме» вспыхнул пожар, вследствие чего японский крейсер «увеличил ход и стал удаляться»
«Аскольд» развил полный ход и, разойдясь с японскими броненосцами, взял курс на юг. За ним последовали крейсера отряда, но старые «Диана» и «Паллада» сразу отстали, и лишь «Новик» держался в кильватере.
Броненосный крейсер «Якумо» устремился к «Аскольду», ведя по нему огонь из 8-ми и 6-ти дюймовых орудий. Корабли еще трех отрядов японских крейсеров перенесли свой огонь на «Аскольд». Осыпаемый со всех сторон снарядами, крейсер отвечал, ведя бой на оба борта, по носу и по корме. Высокая скорость, маневренность и меткость ответного огня объясняют тот факт, что крейсер уцелел в чудовищном урагане огня. В критический момент, когда броненосный крейсер врага преграждал путь и несколько японских крейсеров сосре­доточили огонь на «Аскольде», машины корабля дали 132 оборота, то есть больше, чем на приемных испытаниях.
Несмотря на потери в людях, орудия не прекращали стрельбы. Раненых и убитых заменяли «без различия чинов» - чиновники, содержатели, словом, все до вольнонаемного повара. Священник отец Порфирий «геройски ходил по верхней палубе с крестом, благословляя воинов».
После боя Рейценштейн писал в доне­сении в Главный морской штаб о коман­дах «Аскольда» и «Новика»: «Чистосердечно не могу указать отличившихся обоих этих крейсеров: командиры, офицеры, механики, доктора, нижние чины вели себя стойко, браво, хладнокровно, без суеты, громя неприятеля, исполняли свой долг»
В 19.40 прорвались сквозь неприятельские крейсера.
На рассвете 29 июля выяснилось, что японские крейсера «Акаси», «Идзуми», «Акицусима» продолжают преследовать «Аскольд». Но, не выдержав соревнования с машинами русского крейсера, они через пару часов скрылись за горизонтом.

Оказалось, что при прорыве крейсер получил более тяжелые повреждения, чем предполагали ночью. В бою погибли один офицер, десять матросов, ранено четверо офицеров и 44 матроса. Орудия выпустили по врагу 226 фугасных 6-ти дюймовых, 155 стальных 3-х дюймовых, 65 чугунных 75мм и 160 47мм снарядов. Сразу после прорыва в строю оставались четыре 6-ти дюймовых орудия, за ночь удалось восстановить еще одно.
В правом борту «Аскольд» имел четыре малых подводных пробоины. Меж­ду 83 - 84-м шпангоутами пробоины находились выше ватерлинии, но в результате деформаций разошлись швы обшивки, и вода поступала в угольную яму. В левом борту имелось две подводные пробоины. Всего крейсер принял 100 т воды. Броневая палуба осталась неповрежденной.
Приняв доклады о состоянии корабля, Рейценштейн убедился, что «Аскольд» не в состоянии вести бой, прорываясь через Корейский пролив. Опасно было и просто плавание в свежую погоду в океане.

В полдень 30 июля 1904 года «Ас­кольд» встал на якорь в устье реки Вузунг. А через несколько дней Рейценштейн получил приказ из Петербурга разоружить корабль. Собственно говоря, выбора не было: ремонт еще только близился к завершению, а у Шанхая уже появилась эскадра контр-адмирала Урпу в составе броненосного крейсера «Токива», двух бронепалубных крейсеров и двух миноносцев. 11 августа «Аскольд» и пришедший вскоре за ним миноносец «Грозовой» спустили флаги. Замки ору­дий, боевые отделения мин Уайтхеда, винтовки и некоторые детали машин и сдали в местный арсенал.
28 августа крейсер вывели из дока и поставили у пристани русского общества КВЖД вместе с «Грозовым» и интернированной в самом начале войны канонеркой «Манджур». Корабли перекрасили в белый цвет.

ПОСЛЕ ВОЙНЫ

2 октября 1905 года в Шанхае получили уведомление о ратификации мирного договора между Россией и Японией. 11 октября на «Аскольде» вновь подняли Андреевский флаг, а 1 ноября под командованием нового командира капитана 2 ранга Стеценко крейсер вышел во Владивосток.
9 декабря «Аскольд» зачислили в состав Отдельного отряда судов для охраны Уссурийского края.
24 мая 1906 года крейсер, состоявший со времени постройки в Балтийском флоте, был переведен в Сибирскую флотилию, а его команда - в Сибирский флотский экипаж.
1 февраля 1907 года «Аскольд» во главе с новым командиром - капитаном 2 ранга Глизяном, вышел в первый послевоенный дальний поход. После захода в Шанхай посетили Индокитай. Здесь 15 марта, следуя в Сайгон под проводкой лоцмана, «Аскольд» сел на мель, не обозначенную на карте.
17 октября часть экипажа приняла участие в восстании во Владивостоке. Несколько нижних чинов арестовали и предали суду. Семерых приговорили к расстрелу, многие получили различные сроки каторги.
Командир крейсера, обвинявшийся в непринятии решительных действий «по прекращению беспорядков», подлежал суду. 25 января 1908 года капитан 1 ранга Глизян застрелился в командирской каюте.

В течение 1908 года «Аскольд» девять месяцев простоял в вооруженном резерве и лишь в течение трех - с 20 августа по 20 ноября - числился в «плавании». После ухода на Бал­тику уцелевших после русско-японской войны кораблей он оставался самой крупной и сильной боевой единицей русского флота в водах Дальнего Востока.
1 января 1911 года крейсер встал на капитальный ремонт. В октябре 1913 года крейсер выходил на испытание механизмов и развил скорость 20,11 узла.

ВЕЛИКАЯ ВОЙНА

12 августа 1914 крейсера «Аскольд», «Жемчуг» и пароход Добровольного флота «Полтава» вышли из Владивостока для совместных действий с силами союзников против германских крейсеров на просторах Тихого океана. Незадолго до похода в командование «Аскольдом» вступил капитан 1 ранга Иванов.
В сентябре-ноябре «Аскольд» несколько раз в составе конвоев пересек Индийский океан, затем по просьбе союзного командования перешел в Средиземное море для действий у берегов Сирии и Палестины.

Не раз катера крейсера обстреливались с берега турецкими войсками. В ответ орудия «Аскольда» подвергали бомбардировкам военные объекты и войска противника. Корабль крейсировал, захватывая и уничтожая турецкие и германские грузовые корабли. Совместно с кораблями союзников «Аскольд» вел разведку, нес дозорную службу у турецкого побережья, высаживал диверсионные группы, вступая в поединки с береговыми батареями, боролся с военной контрабандой, досматривая торговые суда у берегов Болгарии (тогда Болгария имела выход к Эгейскому морю) и Греции.
Самым примечательным событием этого периода жизни крейсера стало участие в Дарданелльской операции. «Аскольд» вошел в 6-ю эскадру союзного флота под командованием французского контр-адмирала Гепратта, представляя среди 200 кораблей и судов стран Антанты вооруженные силы России.
Никогда в своей истории он столько не стрелял: за 12 апреля было израсходовано 748 6-ти дюймовых и 1503 3-х дюймовых снаряда. На турецкие позиции в течение дня обрушивался ураганный огонь. Находясь среди кораблей 6-й эскадры, «Аскольд» подтвердил свою хорошую репутацию, вызывая удивление союзников точностью своих залпов.
На следующий день стрельба по берегу продолжалась, причем в результате огня «Аскольда» и вспомогательного крейсера «Савойя» около 500 турецких солдат сдались в плен.
Николай II на докладе Морского министра собственноручно написал: «Объявить командиру, офицерам и команде крейсера «Аскольд» мою горячую благодарность за боевую службу».
Потери же экипажа русского крейсера оказались невелики: за всю Дарданелльскую операцию было убито 4 и ранено 9 человек.
20 июля 1915 года в Порт-Саиде с пришедшего с Дальнего Востока минного заградителя «Уссури» «Аскольд» принял боезапас.
В сентябре в очередной раз он прошел Средиземное море, доставив из Салоник в Тулон и обратно министра финансов Барка. Во время похода министр вручил командиру и офицерам награды за блестящие действия вверенного им корабля.
В начале октября крейсер принял участие в операции союзного флота у побережья Болгарии, вступившей в войну на стороне блока центральноевропейских держав.
15 января 1915 года десантная команда с «Аскольда» участвовала в союзном десанте, занявшем греческие форты на мысах Кара-Бурну и Тузла.
В течение года 294 дня крейсер находился в состоянии боевой тревоги, имея орудия готовыми к действию и смены команды на боевых постах. За 1915 год из его орудий было выпущено в два раза больше снарядов, чем за всю предыдущую службу крейсера, включая русско-японскую войну.

К концу 1915 года главным машинам и вспомогательным механизмам крейсера требовался капитальный ремонт.
21 января 1916 года «Аскольд» покинул Салоники и 26 прибыл в Тулон. Стоянка была длительной с заменой вооружения и приборов.
Летом 1916 года на корабле произошли революционные беспорядки. Он был незначительно поврежден взрывом неудачной диверсии. 10-12 сентября состоялся суд, приговоривший к смертной казни четырех человек. Приговор был утвержден новым командиром крейсера капитаном 1 ранга Кетлинским. 113 человек 15 сентября отправили через Брест в Россию.
5 декабря «Аскольд» зачислили в состав Флотилии Северного Ледовитого океана, а 27 декабря 1916 года он вышел из Тулона в Англию с заходом в Гибралтар. В Атлантическом океане крейсер попал в сильный шторм. Огромные волны за­хлестывали носовую часть корабля, клочья пены и брызги летели выше труб. Одной особенно сильной волной деформировало носовую надстройку. Когда 20 января 1917 года прибыли в Плимут, в угольных ямах оставалось только 70 т угля. На следующий день «Ас­кольд» перешел в Девонпорт, где были исправлены повреждения, полученные во время шторма. Адмиралтейские якоря со штоками и катбалками заменили на английские, системы Смита, убирающиеся в клюзы, как предлагалось германскими инженерами в первоначальном проекте крейсера.
О революции в Петрограде и отречении Николая II на «Аскольде» узнали из английских газет. После получения официальных телеграмм Морского министерства Кетлинский приказал построить команду на баке и с носового мостика объявил о последних событиях в России, призвав всех продолжать исполнять свой долг перед Родиной.
4 июня «Аскольд» перешел в залив Холи-Лох, где провел ряд учений, а за­тем покинул воды Англии.
7 июня он вошел в Кольский залив и встал на якорь в Мурманске. Уйдя в 1914 году с дальневосточной окраины Российской империи и пройдя тысячи миль, посетив десятки иностранных портов, аскольдовцы ступили на землю Российской республики, а их заслуженный корабль вошел в состав Отдельного отряда судов Кольского залива Флотилии Северного Ледовитого океана. Кетлинский убыл в отпуск, а в командование крейсером вступил капитан 1 ранга Шейковский.
После заключения перемирия с Германией в декабре 1917 года началась частичная демобилизация флота. Увольнялись моряки старших возрастов, призванные в 1907-1910 годах. Недостаток личного состава вызывал необходимость вывести из боевого состава крупные ко­рабли флотилии. С 5 февраля 1918-го «Аскольд» был поставлен на отопление (то есть подключен к внешней паровой магистрали).
14 июля крейсер, находящийся на хранении, был захвачен десантом английских, американских и французских моряков.
После сдачи Архангельска англичанам «Аскольд» под Андреевским флагом, но с английской командой, перешел туда. Через несколько дней на нем был поднят анг­лийский военно-морской флаг. Некоторое время крейсер, переименованный в «Глори IV», служил плавучей казар­мой для части славяно-британского легиона. Эвакуируя свои войска с севера, интервенты увели «Аскольд» в Анг­лию, где он использовался как блокшив в Грелохе (Шотландия).
Военное командование Белого движения на Севере России пыталось вернуть крейсер. 5 ноября 1919 года военно-морской атташе в Лондоне Волков сообщал в секретной телеграмме генералу Миллеру: «Адмиралтейство согласно вернуть «Аскольд», но снабдить снарядами не может, так как этот тип орудий в Англии не изготовляется. Адмиралтейство отказывается дать экипаж для доставления «Аскольда» на север».
Готовясь к кампании 1920 года, командующий морскими силами контр-адмирал Иванов планировал получить из Англии хотя бы орудия «Аскольда», «Варяга» и миноносцев с тем, чтобы установить пять 6-ти дюймовых орудий на баржи и четыре - на острове на Онежском озере. Но Белое движение на Севере потерпело крах быстрее, чем эти планы могли быть выполнены.

СМЕРТЬ

В 1921 году Англия предложила совет­скому правительству вернуть «Аскольд» и миноносцы «Грозный» и «Властный» при условии оплаты их содержания (охраны).
В ноябре полпредство обратилось к авторитетному кораблестроителю и ученому Крылову, находившемуся в командировке в Англии, с просьбой осмотреть крейсер и дать заключение, стоит ли его ремонтировать для дальнейшей службы или продать на слом. Крылов в составе комиссии посетил корабль и до­ложил результаты в Москву. «Аскольд» выслужил положенный 20-летний срок и как боевая единица уже устарел. Ремонт его требовал значительных затрат. Поэ­тому было принято решение выкупить крейсер у англичан и затем продать на металлолом в Германию. О последних днях корабля Алексей Николаевич Крылов написал в воспоминаниях: «В Гамбурге, будучи на испытаниях рулей Флетнера, я видел, как мимо нас совсем близко про­вели «Аскольд» на его кладбище. Таким образом мне пришлось быть при первом плавании корабля и при последнем его переходе...»

В последний раз крейсер сослужил службу России: валюта, вырученная от его продажи, была использована для закупки паровозов, необходимых для восстановления разрушенного хозяйства страны.
Просто крейсер... «Аскольд»
Мир Вам, русские люди
Аватара пользователя
Один из нас
Основатель Форума
 
Сообщений: 256
Зарегистрирован:
Откуда: Москва

Re: «Аскольд»

Сообщение киса 20 сен 2009, 06:26

 Я, грешным делом, увидев Ваш анонс в "Вопросы обороны", накануне обратился на один из военно-исторических форумов, чтобы они разместили у нас заметку на эту тему. Думал: и им проще и "дружба" конференций образуется, некоторым образом. Практически, послали... Ну да Вы и сами все нашли) И очень хорошо. Я так понял, что в этом форуме будем публиковать вот так "случайные" памятки нам самим? Это здорово: иногда задумавшись ни о чем, вспоминаешь подобные вещи, а им числа нет, и становится понятнее жизнь. Спасибо.
Аватара пользователя
киса
гражданин
гражданин
 
Сообщений: 79
Зарегистрирован:
Откуда: Серпухов

Re: «Аскольд»

Сообщение н_цветов 20 сен 2009, 06:46

Прекрасно)) Мои "двадцать копеек": упомянутое сопровождение минного транспорта "АМУР" - участие в крайне удачной операции этой морской войны.
"АМУР" под командованием капитана первого ранга Иванова , практически, инициативно поставил мины по обычному курсу японской эскадры при ее подходах к Артуру. В результате этой операции японский флот понес самые тяжелые единовременные потери: сразу два броненосца - "Хацусэ" и "Ясима". После гибели нашего броненосца "Петропавловск" это было необходимо флоту и гарнизону, и это произошло по воле Божьей и стараниями моряков "Амура" и "Аскольда".

Спасибо за придумку этой "ПАМЯТИ". :D
Аватара пользователя
н_цветов
слушатель
 
Сообщений: 38
Зарегистрирован:
Откуда: москва

Re: «Аскольд»

Сообщение Один из нас 20 сен 2009, 06:52

Спасибо и вам. Мне показалось полезным размещать такие материалы, не связывая их тематикой, но духом.
киса, да зачем надо было куда-то обращаться) Ясно же, что будет. Мы из-за этого и конференцию придумали. Я просто замешкался. Что-то сил не было по клаве стучать.))
Мир Вам, русские люди
Аватара пользователя
Один из нас
Основатель Форума
 
Сообщений: 256
Зарегистрирован:
Откуда: Москва

Re: «Аскольд»

Сообщение киса 20 сен 2009, 06:56

Да им, примерно, так и отписал уже) Все равно, обидно: насколько все "раздерганы" по углам своим.
Аватара пользователя
киса
гражданин
гражданин
 
Сообщений: 79
Зарегистрирован:
Откуда: Серпухов

Re: «Аскольд»

Сообщение Один из нас 20 сен 2009, 06:58

Не плачь, старик)))) Мы их соберем. Кто еще способен собраться на позитив. А других не надо нам)
Мир Вам, русские люди
Аватара пользователя
Один из нас
Основатель Форума
 
Сообщений: 256
Зарегистрирован:
Откуда: Москва

Re: «Аскольд»

Сообщение БУКИН 20 сен 2009, 09:26

А прекрасная идея. И можно обойтись без "хронологий". Хронология в лицах. Если я не ошибся объект может быть любым. Кому что близко и памятно. А вместе составит некий материальный слой нашей общей памяти. Прекрасно. Может быть, в данном случае, добавить и про самого Аскольда чуть подробнее? Для ликбезу? И калибр (по крайней мере по орудиям от трех дюймов, надо в дюймах и указывать везде. Так было в то время и "новояз" не нужен, по-моему.


Согласен. Исправлено. Один из нас
Аватара пользователя
БУКИН
гражданин
гражданин
 
Сообщений: 77
Зарегистрирован:

«Аскольд» Дополнение.

Сообщение николай 20 сен 2009, 20:11

По минному транспорту «Амур».
В 1889 лейтенант Степанов предложил конструкцию минного транспорта, обеспечивающую постановку до 10 мин в минуту. Для этого использовался особый кормовой минный кран (Т-образный направляющий рельс, подвешенный над низко расположенной, закрытой минной палубой). В 1895 упрощённая система Степанова, без парового привода брашпилей, была использована в проекте будущих «Амура» и «Енисея».
Степанов впоследствии стал командиром «Енисея» и погиб вместе с ним 11 февраля 1904 года.
«Амур» и однотипный «Енисей» были заложены по той же программе 1898 года и классифицировались как минные транспорты (после войны, построенные по этим же чертежам корабли, стали называться минными заградителями. Один из них, как раз, «Амур», погиб в 1941 году.)
«Амур» спустили на воду в том же году. Вступил в строй в 1901. 26 ноября 1904 года «Амур» был потоплен в доке Порт-Артура артиллерийским огнём.
Аватара пользователя
николай
гражданин
гражданин
 
Сообщений: 53
Зарегистрирован:
Откуда: Питер

След.

Вернуться в Память


cron
Яндекс.Метрика