1812-2012. ИСТОРИЯ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ в Москве

1812-2012. ИСТОРИЯ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ в Москве

Сообщение вадим 07 янв 2012, 02:21

Скопированно из Форума РУССКИЙ МИР. Новости. Тема:Рождество 2011/2012. И вопросы. (http://rosworld.ru/viewtopic.php?f=21&t=355)


Тем более, что 2012 год - юбилейный год. Год поражений и Торжества 1812 года. 25 декабря 1812 года (В день Рождества Господа, в этот день!), когда последний солдат армии Наполеона был изгнан из пределов России, фельдмаршал М.И.Кутузов обратился к русским воинам со словами: "Каждый из вас - спаситель Отечества! Россия приветствует вас сим именем!".
А Государь Император Александр I , в честь победы российского воинства и в благодарность Богу, подписал  Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа и издал Высочайший Указ Святейшему Синоду "Об установлении празднества декабря 25, в воспоминание избавления Церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двадесяти язык".

ВЫСОЧАЙШИЙ МАНИФЕСТ о ПОСТРОЕНИИ В МОСКВЕ ЦЕРКВИ ВО ИМЯ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ


Изображение


Спасение России от врагов, столь же многочисленных силами, сколь злых и свирепых намерениями и делами, совершенное в шесть месяцев всех их истребление, так что при самом стремительном бегстве едва самомалейшая токмо часть оных могла уйти за пределы Наши, есть явно излиянная на Россию благость Божия, есть поистине достопамятное происшествие, которое не изгладят веки из бытописаний. В сохранение вечной памяти того безпримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменовение благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чем постановление возвещено будет в свое время. Да благословит Всевышний начинание Наше! Да совершится оно! Да простоит сей Храм многие веки, и да курится в нем пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовию и подражанием к делам их предков.

Александр.
Декабря 25 дня, лета 1812 от Р.Х.
Аватара пользователя
вадим
гражданин
гражданин
 
Сообщений: 80
Зарегистрирован:
Откуда: Быково, Московская область

Re: 1812-2012. Храм РОЖДЕСТВА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ на Москве

Сообщение Один из нас 07 янв 2012, 02:49

Соответственно древнему обычаю увековечения памяти побед "по святцам", т.е. по дням церковного календаря, построенный впоследствии "по обету" Храм был посвящен Рождеству Христову - празднику, в который и было торжественно объявлено об избавлении страны от врага (чему, через год, исполнится двести лет). Смысл такого посвящения памятника победе над Наполеоном (и приурочения "дня победы" к этой дате календаря - 25 декабря Юлианского календаря) как нельзя более, соответствует самому празднику Рождества Христова.

Изображение


В этод день, в храмах прославляется Спаситель мира сего, спасший человечество от вечной власти диавола и от вечной смерти. У людей Русского Мира, в XIX веке, к празднованию этого всемирного Спасения присоединилась радость земного свидельства: Господь спас державу и их самих от врагов, и от гибели. Такие вот свидетельства и совпадения... (ли).
Мир Вам, русские люди
Аватара пользователя
Один из нас
Основатель Форума
 
Сообщений: 256
Зарегистрирован:
Откуда: Москва

Re: 1812-2012. Храм РОЖДЕСТВА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ на Москве

Сообщение казак 07 янв 2012, 03:13

Разделяю Общую Радость Пресветлого Праздника!

Согласно преданию, идея строительства храма-памятника пришла участнику Бородинского сражения, генералу Михаилу Ардалионовичу Кикину, известному покровителю искусств, основателю меценатского общества, товарищу И.А. Крылова и Г.Р. Державина по литературному обществу «Беседа любителей русского слова» и была передана Александру I через адмирала Александра Семеновича Шишкова. Так оно или нет, но пишут так.
Аватара пользователя
казак
слушатель
 
Сообщений: 42
Зарегистрирован:

Re: 1812-2012. Храм РОЖДЕСТВА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ на Москве

Сообщение максимка 07 янв 2012, 03:32

Вообще, дарованная царским Манифестом, идея строительства храма-памятника получила самую горячую поддержку во всех слоях русского общества, хотя и была несколько необычной для своего времени.
Предшествовавший, XVIII век оставил немало памятников славным победам русского оружия. Это были триумфальные арки, пирамиды, обелиски и колонны. Т.е. светские памятники. Война 1812 года, которую впервые назвали Отечественной, потребовала другого памятника. И таким памятником мог стать только храм.
Именно, такая форма памяти характерна для нашей истории с древних времен: еще Ярослав Мудрый поставил Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. Многие знаменитые храмы Руси (включая шедевры древнерусской архитектуры: церковь Покрова на Нерли, собор Василия Блаженного на Красной Площади, некоторые древние храмы Московского Кремля, собор во имя Казанской иконы Божией Матери на Красной Площади) являются памятниками важнейшим победам русского народа.

Так, что, по сути, идея построения храма-памятника возвращала к древней традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарности Господу за дарованную победу, и в поминовение погибших.

Аватара пользователя
максимка
слушатель
 
Сообщений: 13
Зарегистрирован:
Откуда: Chicago, IL.

Re: 1812-2012. Храм РОЖДЕСТВА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ на Москве

Сообщение Константин 07 янв 2012, 05:17

Давайте так и продолжим - по порядку) Итак, в 1813 году, во исполнение Монаршей воли объявлен конкурс на проект храма. И выигрывает этот конкурс Александр Лаврентьевич Витберг(1787-1855).
Кто он и каково его участие в создании храма-памятника, Церемония закладки которого, исключительно торжественная,состоялась 12 октября 1817 года, через пять лет после выступления французов из Москвы, и сопровождалась небывалым духовным подъемом. Только участвовавших в церемонии "Протоиереев было более 30, Священников около 300, а Диаконов около 200 ... два хора певчих - придворные и синодальные ... в лучших и богатейших облачениях"?

Изображение


Александр Лаврентьевич Витберг, до принятия православия - Карл Магнус. Родился 15 января 1787 года в Петербурге в семье "лакировальщика швецкой нации". Его отец приехал в Россию в 1773 году и обосновался в северной столице после недолгого пребывания в Ревеле (Таллине).
В 1802 году Витберг был принят в Академию Художеств, учился у одного из крупнейших русских живописцев Г.И. Угрюмова. В 1806 году ему присудили малую и большую серебряные медали. А в 1807 году, перед окончанием Академии, он получает малую и большую золотые медали. По окончанию Академии Витберг остаётся работать в ней "пансионером для вояжирования". в 1808 году он награждён золотой медалью за картину "Русская правда»" в 1809 году - золотой медалью за картину "Андромаха, оплакивающая Гектора".

Он принят в доме А.Ф. Лабзина - одного из виднейших масонов, ученика, последователя и родственника Н.И. Новикова. Лабзину Витберг обязан своим масонством (судя по сохранившимся в Историческом музее города Вятки масонским орденским знакам, принадлежавшим Витбергу, он стоял в высоком градусе посвящения). Витберг был дружен с членами общества "Беседа любителей русского слова", в том числе, с Н.А. Львовым - архитектором, писателем, гравером, универсально одаренным человеком.
В 1813 году на время отпуска Витберг уезжает в Москву, где занимается исполнением виньеток и картин на события. По его проектам было построено несколько жилых домов и церквей в Москве и других городах. Здесь он пишет портреты особенно отличившихся в Отечественную войну, благодаря чему Карл знакомится со многими участниками тех событий. По совету князя Александра Голицына, бывшего в ту пору министром просвещения, Витберг начинает изучать зодчество...
По сути, на момент объявления конкурса, Александр Лаврентьевич Витберг был живописцем и архитектором-дилетантом. Что, скорее всего, не могло не сказаться и на судьбе проекта.
Манифест и объявление в 1813 году конкурса на проект Храма Христа Спасителя сильно изменили жизнь Александра Лаврентьевича Витберга. Он оставляет занятия живописью и всецело посвящает себя созданию храма.
"Главнейшие мысли" Витберга о храме сводятся к трем основным положениям:
"1-е, чтобы он колоссальностью соответствовал величию России;
2-е, чтобы свободно от рабского подражания имел в характере нечто самобытное, стиль строгой оригинальной архитектуры;
3-е, чтобы все части храма составляли не произвольные только формы архитектурной потребности, не мертвую массу камней, но выражали бы духовную идею живого храма - человека по телу, душе и духу - следуя изречению Христову: "не ведаете бо, что храм Божий есте и дух Святый в вас обитает".

Витберг предложил соорудить храм между Смоленской и Калужской дорогами, на Воробьевых горах, которые Александр I поэтично назвал "короною Москвы".

Вот несколько доводов, придавших вес предложению построить храм на Воробьевых горах: это и желание Императора соорудить храм за городом, поскольку в Москве "нет достаточно места, потребного для изящного здания", это и ссылки на примеры расположенного за городом собора св. Петра в Риме и удаленного собора св. Павла в Лондоне, это и удачное географическое расположение (расстилающееся у подножия Воробьевых гор Девичье поле позволило бы видеть храм издалека целиком), и последний довод - исторический - Воробьевы горы расположены между путями неприятеля, вошедшего в Москву по Смоленской дороге и отступившего по Калужской.

Изображение


Мы могли бы видеть сегодня, что-то подобное. Это поздний вариант проекта от 1825 года. Однако, в процессе подготовки строительства, возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, богатой подземными водами (думаю, сказалось неумение в выборе площадки) и, после смерти Александра I, новый самодержец Николай I приказал приостановить все работы. В 1826 году строительство было прекращено.
Аватара пользователя
Константин
гражданин
гражданин
 
Сообщений: 98
Зарегистрирован:
Откуда: видное

Re: 1812-2012. Храм РОЖДЕСТВА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ на Москве

Сообщение Петр Петрович 07 янв 2012, 07:24

Продолжим после ночи)
Ближе к середине столетия начали формироваться новые тенденции, и "универсальные", не несущие национального колорита классициские проекты, были отвергнуты вместе с первоначально предполагавшимся местом строительства. 10 апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором К.А. Тоном .
Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя - на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля, и в 1837 году учредил Особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский монастырь, находившийся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, был переведен в Сокольники, церковь Всех святых - разобрана. [b]10 сентября 1839 года состоялась торжественна закладка нового Храма.

материал по К.А. Тону:
Константи́н Андре́евич Тон (нем. Thon; 26 октября 1794 - 25 января 1881) - русский архитектор. Автор многочисленных архитектурных проектов во многих городах России, придворный архитектор Николая I, ректор Императорской Академии художеств. Особенно он известен своими работами в Санкт-Петербурге и в Московском Кремле, и своим главным детищем — храмом Христа Спасителя в Москве.

Константин Тон родился в Санкт-Петербурге в семье обрусевшего немецкого ювелира, был одним из трёх братьев. В 1804 году Константин был принят в воспитанники Императорской академии художеств и с 1808 года специально изучал в ней архитектуру под руководством главного наставника А. Н. Воронихина. В 1815 году окончил академический курс со званием художника 1-й степени и малой золотой медалью, присуждённой ему за проект здания сената, и был оставлен при академии, чтобы впоследствии быть посланным в чужие края.
В начале 1818 года Тон составил по заданной академией программе проект ярмарки, за который он был послан на 6 лет в Италию.
В Риме он занялся изучением памятников античного зодчества и сравнением первохристианских храмов с церквями новейших времён. Потом он сделал продолжительную экскурсию на юг Италии и в Сицилию, а по возвращении в Рим сочинил проект церкви в форме древней базилики, но приспособленной к православному богослужению, причём дал ей снаружи вид греческих храмов. Вслед за этим проектом, Тон скомпоновал, по задаче Римской академии, проект госпиталя.
В 1822 году Тон был принят в её члены Флорентийской Академии.
Вернувшись в Рим, Тон сосредоточил свои труды на реставрации памятников античного зодчества. Среди них проекты возобновления храма Фортуны в Пренесте и, особенно, дворца Цезарей в Риме на Палатинском холме, доставили Тону репутацию учёного художника. Последний проект обратил на него внимание императора Николая I, по повелению которого Тон, в 1828 году, был причислен к Кабинету Его Величества, с содержанием по 3 000 руб. в год.
Вслед за тем Тон получив звание академика и должность профессора Акажемии художеств 2-й степени по части архитектуры (1830).
В том же году, прихожане церкви святой Екатерины, за Калинкиным мостом в Санкт-Петербурге, ввиду ветхости своего храма, задумали соорудить вместо него новый. В своём проекте, представленном на конкурс, Тон придал храму форму, напоминающую московские пятиглавые соборы. Проект очень понравился Государю, и Тону было повелено самому произвести его постройку.

Итак, и первоначально выбранная местность на Воробьёвых горах была признана, по разным причинам, неудобной, и сам проект, составленный А. Л. Витбергом, признан Специальной Комиссией неосуществимым. Предстояло разработать новый проект для его постройки в другом пункте Москвы. Эта задача была возложена на Тона с непременным условием, чтобы новый величественный храм имел старинный русский стиль. Парралельно, Тон осуществлял множество проектов, весьма успешно, но этого проента хватило на всю его жизнь.

Изображение

Государь император Николай I (Павлович) и проектные листы (Арх. Константин Тон). 1839


Торжественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения - в августе 1837 года. На закладке присутствовали митрополит Филарет, Император Николай I, великие князья Александр Николаевич и Михаил Павлович. Строительство началось только 10 сентября 1839 года и продолжалось почти 44 года.
В 1860 году были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству; над росписью работали знаменитые мастера В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П. Верещагин и другие известные художники Императорской академии художеств. Украшением внешних стен храма горельефными изваяниями святых занимались такие известные скульпторы как А. А. Иванов, Н. А. Ромазанов и А. В. Логановский. Непосредсьвенно, строительством руководил ученик К. А. Тона, архитектор И. С. Каминский.
Обширная производительность не отвлекала Тона от занятий по должности профессора-преподавателя в архитектурном классе академии. В течение 24-летнего исполнения им этой должности, под его руководством образовалось свыше двухсот молодых зодчих, из которых многие, как например К. Маевский, К. Рахау, Б. Иогансон, В. Кенель, Л. Шперер и М. Макаров, впоследствии составили себе почётную известность.
В 1853-54 гг., по сооружении вчерне храма Спасителя, Тон составил проект его внутреннего убранства.
Последние годы деятельности Тона, назначенного в 1854 году, после смерти А. И. Мельникова, ректором академии, были не менее плодотворны; им сделаны проекты постановки статуи Георгия Победоносца в зале имени этого святого в большом Кремлёвском дворце, ворот с решёткой для Николаевской богадельни в селе Измайлово, нескольких церквей в казённых горных заводах Сибири и иконостасов, в том числе главного иконостаса для храма Спасителя и, наконец, конструкция металлического шпиля соборной колокольни Петропавловской крепости, в Санкт-Петербурге. Последний проект привёл в исполнение инженер Д. И. Журавский.
Похоронен в Санкт-Петербурге, на Волковском кладбище.

Через два года после смерти его автора, 26 мая 1883 года состоялось торжественное освящение храма, совершённое митрополитом Московским Иоанникием с сонмом духовенства и в присутствии Императора Александра III, коронованного в Московском Кремле 15 мая, а также императрицы, наследника, великой княжны Ксении Александровны. Освящение храма сопровождалось торжественным шествием из Храма Христа Спасителя в Успенский собор и обратно, колокольным звоном всех московских церквей, праздничным салютом..
Аватара пользователя
Петр Петрович
гражданин
гражданин
 
Сообщений: 81
Зарегистрирован:
Откуда: москва

Re: 1812-2012. Храм РОЖДЕСТВА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ на Москве

Сообщение дубровский 07 янв 2012, 07:38

Как я рад , что конференция жива! Здорово получается, как в учебнике. Но и дальше необходимо продолжить, до сегодняшнего дня!
Всех С РОЖДЕСТВОМ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА!
Аватара пользователя
дубровский
гражданин
гражданин
 
Сообщений: 74
Зарегистрирован:
Откуда: деревня

Re: 1812-2012. Храм РОЖДЕСТВА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ на Москве

Сообщение кино 07 янв 2012, 16:48

Я внесу несколько уточнений, касающихся того храма, на Воробъевых горах, который много лет, все-таки строили и Храма, возведенного неподалеку от Кремля. Уточнения нескольких моментов, которые запутаны, спасибо нашим замечательным историкам...
Информация о строительстве на народные деньги и ограничении суммы вносимого пожертвования (для обеспечения возможности каждому, хоть как-то поучавствовать в строительстве), касаются первого храма. Для второго, реконструкцию которого мы сейчас имеем в центре столицы, Государь император Николай Павлович все решил сам: выбрал архитектора и проект, определил место и, его стараниями, из казны были выделены огромные, по тем временам, средства - более 15 000 000 рублей.

И по названию. Тот, первый храм, по проекту Витберга, действительно, должен был именоваться Храмом РОЖДЕСТВА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ (на момент закладки, все еще было свежо и прекрасно помнилась дата объявления об изгнании последнего врага с территоррии Империи - 25 декабря). Со временем, и это подстерлось, а, может быть решили подойти чуть иначе, со стороны темы Спасения, но В 1880 году, при утверждении штата духовенства и причта, сметы на содержание собора было утверждено и официальное наименование нового Храма - КАФЕДРАЛЬНЫЙ ВО ИМЯ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ СОБОР. Так, что, тему надо бы подкоректировать.
Аватара пользователя
кино
слушатель
 
Сообщений: 47
Зарегистрирован:

След.

Вернуться в Память


cron
Яндекс.Метрика