Немцы в России

Немцы в России

Сообщение Ангара 20 май 2010, 20:22

Первые упоминания о немцах на Руси относятся к IX веку н.э., но существенный приток их отмечается только с XV века. В 1643 г. в Москве проживало уже 400 семей. Петровские реформы распахнули страну для европейцев, сделали их желанными гостями и соратниками. С этого времени количество немцев в России стабильно возрастает. Уроженцы немецких княжеств с самых первых шагов становления российского государства играли чрезвычайно значимую роль в его развитии, с XVIII века — занимали в стране ключевые посты. Первоначально выходцы из Германии селились на Руси в Немецких слободах, вне зависимости от религиозных пристрастий и профессиональной принадлежности. Подобные образования встречались во многих русских городах

В Москве издавна находились поселения торговцев из многих стран. Возможно, одним из таких старейших иноземных поселений были так называемые Наливки, также одним из первых, по всей вероятности, было поселение иноземцев в Замоскворечье, в Болвановье. Много иноземцев появилось в Москве во время Ливонской войны: войска взяли так много пленных, что ими торговали в городе — за мужчину давали по гривне, а девка шла по пяти алтын. (я так понимаю, в 16в. гривна - 10 копеек, алтын - 3 копейки) Часть ливонских пленников Иван Грозный поселил отдельно и, они-то, вероятно, образовали первую в Москве Немецкую слободу — поселение иностранцев, «немцев» — немых, не говорящих по-русски людей. Находилась слобода на правом берегу Яузы, возможно, несколько ниже по течению, чем основанная позже неё. Ливонцев было около четырех тысяч, и их поселение оказалось довольно крупным. Топоним «Немецкая слобода» упоминается в источниках уже в 1578 году. Чтобы не тратиться на содержание пленных, царь разрешил им выделывать и продавать вино, пиво и другие напитки, что обычно было монополией казны. В начале XVII века Немецкая слобода была вполне благоустроенным поселением, имевшим даже свою собственную церковь, в которой похоронили принца Иоанна Датского, жениха дочери царя Бориса Ксении. Первая Немецкая слобода исчезла в Смутное время.
Лишь после изгнания польско-литовских интервентов и восстановления центральной власти в столицу Московии опять потянулись иностранцы. В первую очередь приезжали, конечно, торговцы, но кроме них, военные, архитекторы, медики, ремесленники. В Москве они селились в разных местах; более или менее крупные поселения существовали в районе Покровки, Огородной слободы, в Замоскворечье. Распространение иноземных поселений, приглашение специалистов встретило сопротивление. Для средневековой России было характерно в целом негативное отношение к иностранцам: после общения с ними мыли руки, подметали полы и т.п. В XVII веке Немецкую слободу традиционно отделяли от города оградой. В 1628 году иностранцам запретили иметь православных слуг. Через несколько лет всех иноземцев вообще решили выселить из города. 4 октября 1652 года вышел указ об отводе земли под строение в Немецкой слободе: «Афонасий Иванов сын Нестеров, да дьяки Федор Иванов да Богдан Арефьев строили новую иноземскую слободу за Покровскими воротами, за Земляным городом, подле Яузы реки, где были наперед сего немецкие дворы при прежних Великих Государях до Московского разорения…». Дьяки раздавали земельные участки, «смотря по достоинствам, должности или занятиям»: генералы, офицеры и доктора получали по 800 квадратных саженей, обер-офицеры, аптекари, мастера золотого и серебряного дела — по 450, капралы и сержанты — по 80 квадратных саженей. Границы Немецкой слободы определялись с востока и юга правым берегом Яузы, с севера селом Елоховым, а с запада ручьем Кукуй. Долгое время она называлась по этому ручью — Кукуй. В XIX веке эта слобода получила название Лефортовская или Лефортово, так как поблизости от неё с XVIII века находилось богатое имение Франца Лефорта, сподвижника Петра. Новая Немецкая слобода вскоре обстроилась — уже по переписи 1665 года слобода насчитывала 204 дома и в ней проживали представители почти всех национальностей Западной Европы. Тут Петр I нашел своих первых учителей в морском деле: Франца Тиммермана и Карштена Брандта, познакомился с Францем Лефортом. Немецкая слобода стала новым центром Москвы, где в противоположность Кремлю, напоминавшему Петру все отжившее, старое, сосредоточивалось новое, нужное для России. Петр, с его подвижным, восприимчивым умом, был первым русским монархом, совершившим несколько заграничных путешествий. Современники Петра связывали все нововведения в стране с влиянием на молодого царя иноземного окружения. Ещё во времена стрелецкого бунта сторонники царевны Софьи призывали: «Немецкую слободу разорить и немцев побить… государя (Петра)… убить за то, что начал веровать в немцев…». Впоследствии царь Петр не забывал Немецкую слободу: здесь он принимал иноземных послов, держал совет с приближенными, развлекался. Видя пристрастие царя к иноземной слободе, многие сановники стали покупать себе усадьбы и в самой слободе, и на пути к ней, по Мясницкой, Покровке, в Басманной слободе, и строить в них роскошные дворцы. Постепенно петровские реформы стерли границу между Кукуем и Москвой.
Еще одна старинная Немецкая слобода находилась в Архангельске. Город Архангельск возник более 400 лет назад на правом берегу реки Северная Двина, почти у самого Белого моря. Он стал первым русским портом и на протяжении 130 лет был почти единственным «окном» России в Европу. В XVII веке более половины внешнеторгового оборота страны осуществлялось через Архангельский порт. В мае 1667 года Российское правительство принимает решение о строительстве Гостиных дворов в Архангельске. В июне того же года по указу царя Алексея Михайловича в Архангельск выезжают градостроители — Петр Гаврилович Марселис, «мастер немчин» Вилим Шарф и с ними пять каменщиков. Строительство двух отдельных комплексов — Русского и Немецкого гостиных дворов, строения каждого из которых образовывали каре с площадью посредине, началось в 1668 году. После пожара 1670 года было решено комплекс Гостиных дворов дополнить военными элементами, превратив пространство между Русским и Немецким гостиными дворами собственно в каменный «город-крепость». Были возведены городовые стены, башни на углах Гостиных дворов и проезжие городовые башни на двинском и моховом фасадах комплекса, по периметру вырыты рвы. В 1684 году грандиозное строительство было завершено. Такими Гостиные дворы увидел Петр I, приехав в Архангельск в 1693 году, и был восхищен. Те из иноземцев, кто плыл в Россию морем, прибывали именно сюда. А те из них, которые осели в Архангельске, образовали здесь уголок Европы — свою слободу, где жили не только немцы, но и англичане, голландцы, норвежцы. Всех, кто не говорил по-русски, здесь, как и в Москве, называли немцами, так и слобода стала именоваться Немецкой.
Петру, задумавшему строить новую северную столицу по европейскому образцу, необходимы были иностранные специалисты. Петербургские иноземцы селились первоначально также в Немецкой слободе. Главная Немецкая слобода Санкт-Петербурга занимала пространство от Марсова (Потешного) поля до Дворцовой площади и от Дворцовой (Верхней) набережной до набережной реки Мойки. Её центральной улицей была современная Миллионная улица. Указом от 20 апреля 1738 года центральной улице слободы присвоено название Большая Немецкая улица, просуществовавшее до 1784 года. В книге Ф.Х. Вебера «Преображенная Россия» читаем: «Теперь я подхожу к самой лучшей слободе на реке … обычно её именуют Немецкой слободой, так как в этой части города живет большинство немцев… По правую руку живут самые разные люди, русские и немцы, и особо следует отметить, что вокруг его царского величества, а именно на соседних улицах, живут больше немцы, а не русские, и в частности Лютеранская церковь стоит к нему ближе всего, на расстоянии от его заднего дома не более 300 шагов». В отличие от традиций старых русских городов, Немецкая слобода Санкт-Петербурга располагалась в самом центре города и, естественно, ничем не была огорожена. Как сообщает Л.Ю. Эренмальм, уже в 1712 году слобода была настолько густо заселена, что отдельные дипломаты получили разрешение селиться на правобережье, у крепости. Семь кварталов вдоль Большой Немецкой улицы (четыре с юга и три с севера) начали формироваться в первые годы, они включали разнообразные здания от скромных обывательских построек до императорских дворцов. К восточной границе Немецкой слободы примыкал Летний сад, где известным берлинским архитектором Андреасом Шлютером в 1712 году был построен Летний дворец Петра I. Л.Ю. Эренмальм считал, что Немецкая слобода начинается от Фонтанки и в неё входит весь Летний сад: «…в этой слободе находятся два больших дома царя, в одном из которых царь живет летом, а в другом зимой» (Летний и Зимний дворцы Петра I). Вице-адмирал русского флота Корнелий Крюйс (1657–1727) имел дом, расположенный в 300 метрах от Зимнего дворца Петра I. Его дом был одним из старейших в слободе. В доме вице-адмирала была организована первая общинная лютеранская церковь (1704). Позже появляются финский лютеранский (в деревянном доме на четной стороне Миллионной улицы) и католический (первоначально деревянный, перестроен в камне в 1720 году — приблизительно участок д. 1 по Марсову полю) молитвенные дома. Но в 1724 году, когда число купцов и ремесленников, переехавших в Петербург из Москвы и Архангельска, значительно увеличилось, было решено возвести собственную кирху. В 1728 году в Петров день фельдмаршал Б.Х. фон Миних заложил на Невском проспекте церковь святого Петра. В Немецкой слободе имели дом братья Иоганн-Готлиб-Теодор (Иван) и Роберт-Лауренс (Лаврентий) Блюментросты, чье местожительство обусловило появление в слободе в 1722 году здания Главной аптеки (Миллионная улица, 4/1). В 1712 году в Петербург, в составе других «министерств» петровского правительства, был переведен Аптекарский приказ, получивший название Главной аптеки, возглавляемой И.Л. Блюментростом. Участок Аптеки простирался с севера на юг, от Миллионной улицы к реке Мойке, с востока ограничивался Бестужевским, с запада Аптекарским переулками. Со временем Большая Немецкая слобода потеряла свой этнический характер. Уже в середине XVIII века здесь стало селиться привилегированное богатое население независимо от национальности, а петербургские немцы расселились по разным — преимущественно центральным — районам города. Это, впрочем, не отразилось на целостности и глубоком внутреннем единстве немецкой общины, которая была самой многочисленной в городе. Но память о Немецкой слободе, уже переставшей существовать, сохранялась до конца XVIII века в параллельно существующих названиях одного и того же и проезда — «Миллионная» улица и «Большая Немецкая» улица.
Кроме главной большой Немецкой слободы, в Санкт-Петербурге существовала недолгое время Немецкая прядильная слобода. Она располагалась на Нижней набережной (район современной Сенатской площади). Здесь иноземные ремесленники обучали русских изготовлению канатов, парусов и т.п. Уже в первой четверти XVIII века слобода была переведена в район современной улицы Декабристов и дала название р. Пряжке.


Большинство же немцев переселились в Россию во времена царствования императрицы Екатерины II, проводившей политику иностранной колонизации российского государства.

Манифесты императрицы Екатерины II от 4 декабря 1762 г. и 22 июля 1763 г. явились не просто началом переселения немцев из разных мест Германии в Россию. Именно события, происходившие в этот период в истории российских немцев, генетически восходящих к немецкой нации, но этническое оформление получивших в русской земле, явились решающим фактором приобретения этой группой российского населения этнического характера.

После обнародования манифестов Екатерины II (1762 и 1763) из разоренной семилетней войной Германии в Россию потянулись первые немецкие семьи. Переезд был задуман так: группы завербованных стекались из разных мест в порты отправки - Вормс, Гамбург, откуда по мере формирования партий, отплывали в Петербург. Затем зарегистрированных и принявших присягу на верность императрице и новому отечеству переселенцев передавали в руки специально нанятых ямщиков и отправляли обозами "от Ладоги чрез Тихвинский посад до реки Сомины и далее до самого Саратова…"

Иностранные переселенцы приходили на Волгу преимущественно из Юго-Западной Германии (Швабии, Пфальца, Баварии, Саксонии). И, хотя, среди переселенцев встречались не только собственно немцы, но также швейцарцы, французы, австрийцы, голландцы, датчане, шведы, поляки, всех их называли немцами-колонистами.
Уже в 1763 году возник ряд немецких колоний. Своего максимального развития немецкие колонии достигли после 1764 г., когда вышел именной указ императрицы Екатерины II от 19 марта 1764 г. о порядке в колониях, ставший на десятилетия основой колониальной политики царского правительства и предопределивший правовой строй колоний. Указом была точно определена и местность для иностранных поселений: Поволжье от Чардыма до Царицына, отсюда к Дону, затем по границе казачьих земель до Хопра, вверх по левому берегу Хопра до сёл Знаменское и Долгоруково, а потом подле Пензенской губернии до Саратовского уезда и через него полосой к Чардыму.

Всем желающим поселиться на указанных местах были отведены наделы по 30 десятин на семью, кроме того, дарованы многочисленные льготы: каждый из колонистов получал от заграничного резидента деньги на проезд и водворение в Россию, колонист вправе был выбрать место поселения и род занятий, ему была гарантирована свобода от гражданской службы и от рекрутской повинности. Наибольшие льготы давались селившимся колониям. Для них льготные податные годы исчислялись в 30 лет. Они получали свою "внутреннюю юрисдикцию" и торговые льготы - право устройства торгов и ярмарок без какого бы то ни было с них сбора. Каждая немецкая семья получала на свою долю 2 лошади, 1 корову, семена для посева и земледельческие орудия.

В один день с выходом манифеста 22 июля 1763 г. Екатерина II создала новое центральное учреждение для ведения колониями, так называемую канцелярию опекунства иностранных колонистов, просуществовавшую до 1782 г. Президентом особой канцелярии опеки иностранцев был назначен граф Григорий Григорьевич Орлов.


Таким образом, в ходе двух основных этапов колонизации, пришедшихся на годы правления Екатерины II (1763–1766) и Александра I (1804–1819), а также в более позднее время в Россию прибыли более 70 тыс. переселенцев из различных германских государств. На момент окончания приема иммигрантов в стране насчитывалось свыше 300 немецких колоний: 104 в Поволжье, 181 на Юге России (в Херсонской, Екатеринославской и Таврической губерниях, а также в Бессарабии), 13 в Санкт-Петербургской губернии, 6 в Грузии, 2 в Азербайджане, 7 колоний под Черниговом и одна под Воронежем
По данным Всероссийской переписи населения 1897 года немцы составляли 1,42% от всего населения Российской империи. В европейской части России проживало 1 312 188 немцев, в Польше — 407 274, на Кавказе — 56 729, в Сибири — 5 424, в Средней Азии — 5 424.
Большинство немцев — 76,62% — составляли сельские жители, 23,38% — городские. До событий, потрясших Россию в начале XX века, немцы играли значительную роль в жизни страны. Безусловно, прежде всего немцев привлекала столица Российской империи — Санкт-Петербург. В начале XX века здесь проживало 50 000 немцев, что составляло 2,5% от общего числа жителей. Немцы внесли значительный вклад в становление российского общества, его развитие и европейскую интеграцию

Реформы второй половины XIX века открыли перед колонистами возможность участия в социально-политической жизни как на местном и региональном уровнях, так и в общероссийских рамках. Они активно включились в деятельность земских органов, где смогли применить свой богатый опыт по организации сельского самоуправления, заслужить авторитет среди местного населения и в ряде случаев выдвинуться на руководящие позиции. Наиболее ярким примером такого рода является Камышинское уездное земство Саратовской губернии, председателем управы которого восемь раз подряд (с 1866 по 1891 г.) избирался бывший глава сельского приказа колонии Таловка Петер Ляук.

В этот же период, благодаря провозглашенной в Манифесте 17 октября 1905 года свободе общественных объединений, происходит спонтанное образование множества немецких союзов и клубов на региональном уровне, в рамках которых осуществляются контакты колонистов и городских немцев, живших до тех пор достаточно обособленно друг от друга

В Санкт-Петербурге в 1906 году было создано «Германское образовательное и благотворительное общество», целью которого являлось удовлетворение культурных, образовательных и социальных потребностей немецкого населения, в том числе поддержка существующих и открытие новых благотворительных заведений, школ и библиотек, содействие деятелям науки и культуры, а также основание «Немецкого дома» — центра сотрудничества всех немецких общественных организаций города. Этим союзам удалось стать самыми многочисленными среди немецких объединений Москвы и Санкт-Петербурга. Каждый из них насчитывал в своих рядах более двух тысяч членов, большую часть которых составляли лица свободных профессий и представители промышленных и предпринимательских кругов. Особенно обширным было поле деятельности петербургского союза, содержавшего на свои средства две начальные школы, детский сад, библиотеку, а также координировавшего работу множества секций спортивной, творческой, научной, литературной, социальной направленности. Вместе с тем, по прошествии нескольких лет после основания руководство общества вынуждено было признать, что главная цель — мобилизация под его знаменем всех групп немецкого населения столицы — не была достигнута.

Начало Первой мировой войны положило конец не только деятельности немецких общественных организаций, подлежавших закрытию согласно указу от 21/22 октября 1914 года, но и самому существованию многотысячной немецкой диаспоры российских столиц, игравшей на протяжении столетий заметную роль в экономической, социальной и культурной жизни Москвы и Санкт-Петербурга.

Культурная и административная автономия в период между войнами
После установления советской власти в России немецкое национальное меньшинство, несмотря на голод 1921/24 годов, еще раз пережило короткий, но бурный подъем. Уже в 1918 году была образована "Трудовая Коммуна Немцев Поволжья", которая в 1924 году была возведена в ранг "Автономной Советской Социалистической Республики немцев Поволжья" (АССР НП). В 1924 году Съезд Советов принял Конституцию автономной республики.

Республика обладала всеми признаками национального образования (две трети жителей были немцы), это был центр, где готовили специалистов для немецких национальных групп в других областях СССР. Повсюду в Советском Союзе, где были замкнутые немецкие поселения, за ними признавались права культурной и административной автономии (преподавание в школах на немецком языке, немецкий язык в органах управления и в судопроизводстве). В Российской Советской Федеративной Социалистической Республике (РСФСР) насчитывалось 6 немецких районов (округов) и 414 немецких школ. В Украине одно время существовало 9 немецких районов и 628 школ с преподаванием на немецком языке. Но уже к началу 1938/39 учебного года все школы за пределами территории Республики немцев Поволжья были переведены на русский или украинский язык, а в 1939 году были упразднены немецкие районы. Еще в 1929/31 годах были закрыты церкви, богослужения запрещены, а большинство священников и служителей церкви арестованы и сосланы. Немцы, таким образом, оказались лишенными всех прав национальных меньшинств, еще до начала германо-советской войны было положено начало русификации. Трудолюбие и достижения российских немцев были общепризнанными и упоминались с похвалой. Проблем в отношении добрососедства с другими национальными группами не было. Но положение немцев СССР радикальным образом изменилось после начала второй мировой войны. Уже в 1934 году 15 000 немецких и польских семей (45 000 человек, в основном немцы) были депортированы из западных районов Украины в Казахстан и переданы НКВД. Здесь они считались "трудпоселенцами", "Переселенный контингент... имеет право свободного передвижения лишь в районе поселения, покидать места поселения запрещается."

Вторая мировая война
Первыми переселили в Среднюю Азию 45 000 крымских немцев - в кратчайшие сроки (начиная с июля 1941 года). 28 августа 1941 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ о "выселении" немцев из Поволжья. В нем российские немцы обвинялись в активной поддержке германских войск. 340 000 волжских немцев были размещены в вагоны и отправлены в Сибирь и Казахстан.
Мужчин отделили от семей. В октябре 1941 года последовало перемещение кавказских немцев, в марте 1942 года - немцев из Ленинграда. Всего было депортировано 800 000 немцев. Женщины и дети определялись на убогие временные пристанища и были подчинены строгому надзору органов государственной безопасности (спецкомендатуры). Мужчины в возрасте от 15 до 60 лет и женщины, если у них не было детей до трех лет, призывались в трудармию. Моих бабушку и дедушку вывезли в один день, когда рядом с их поселком (Unterwalden) уже шли боевые действия, отправили в Казахстан, дедушка и бабушка в трудармии не работали - у бабушки тогда были маленькие дети, а дедушка был плотником и его оставили в колхозе. Жили они в казахской землянке, местное население и поныне в деревнях живет в таких домиках, где на крыше можно овец пасти, дом дедушка выстроил уже после войны

Амнистия 1955 года
После визита канцлера Конрада Аденауера в сентябре 1955 года и восстановления дипломатических отношений между Москвой и Бонном был издан Указ Верховного Совета СССР от 13.12.1955 года "О снятии ограничений в правовом положении с немцев и членов их семей, находящихся на спецпоселении". Вскоре была упразднена комендатура, но запрет на возвращение в родные места оставался в силе. Немцы должны были дать подписку о невозращении на родину и о неимении претензий на конфискованное имущество.
Начали выходить немецкие газеты (1955 г. - на Алтае, 1957 г. - "Нойес Лебен" в Москве), радиопередачи (Москва - 1956 г., Казахстан - 1957 г., Киргизия - 19б2 г.). В 1957 году был опубликован Указ о преподавании немецкого языка как родного (но только для Казахстана, в других республиках проживало свыше 1 млн. немцев). В 1957 году в Целинограде пастором Бахманом была зарегистрирована лютеранская община. По переписи населения 1959 года в СССР насчитывалось 1 615 000 немцев, однако распределение их по республикам не разглашалось. Позднее стало известно, что в 1959 году проживало немцев: в РСФСР - 820 000, в Казахстане - 648 000, в Киргизии, Таджикистане и Узбекистане - 91 000
тогда же разрешили мужчинам служить в армии, это была гордость - иметь право защищать свою Родину

Немцы в России: Историко-документальное издание. СПб.: Лики России, 2004. — 256 с.
"Volk auf dem Weg" Nr.6 1998
Поволжкие немцы. Александр Шпак
Аватара пользователя
Ангара
слушатель
 
Сообщений: 29
Зарегистрирован:

Re: Немцы в России

Сообщение патриот 20 май 2010, 21:53

Ангара писал(а): с XVIII века — занимали в стране ключевые посты.

Отчего и Москву пришлось сдавать в начале XIX)))).
А в целом, мне понравилось. Я думал, что за неопубликованием продолжения истории русского народа тема подвисла навсегда, ан - нет. И хорошо. Есть некоторые не совсем исторически справедливые места, как мне кажется, но здесь это не столь важно. Главное выводы. А выводы, как я понимаю: "наши немцы - это наши"

Даешь наших татар!
Аватара пользователя
патриот
гражданин
гражданин
 
Сообщений: 54
Зарегистрирован:
Откуда: Расея

Re: Немцы в России

Сообщение вадим 21 май 2010, 03:42

Тема интересная, как все, что касается нашего Мира. Автору респект за неожиданную и масштабную активность :)

Я бы лишь внес некоторые уточнения: где-то исторические, где-то, просто логические.

Ну, например:
"Первые упоминания о немцах на Руси относятся к IX веку н.э., но существенный приток их отмечается только с XV века. В 1643 г. в Москве проживало уже 400 семей.... .... Уроженцы немецких княжеств с самых первых шагов становления российского государства играли чрезвычайно значимую роль в его развитии..."
К какому временному периоду автор относитотносит "самые первые шаги"?

Хотелось бы еще уточнения причин обнесения стенами иноземных поселений. По тексту получается, что из-за русского чванства (мыли руки и т.д.), тогда, как на самом деле, все обстояло наоборот и стеной пытались оградить православных от "тлетворного" , но не воспрещаемого образа жизни "иностранных специалистов" (старый вопрос о сроках происхождения мифа о пьянстве Руси).
Аватара пользователя
вадим
гражданин
гражданин
 
Сообщений: 80
Зарегистрирован:
Откуда: Быково, Московская область

Re: Немцы в России

Сообщение Константин 21 май 2010, 04:08

И , как всегда, борясь со сном и элем.... У меня, как у одного из соавторов данного форума (над которым еще работать и работать) есть принципиальное возражение по фразе "... императрицы Екатерины II, проводившей политику иностранной колонизации российского государства."
Политика "колонизации российского государства" - в таком виде, это умышленная терминологическая ошибка Альфреда Вебера (я угадал источник знаний?)), требующая уточнения обязательным добавлением определения "внутренняя..."
Есть , правда, определение К. от Бокгауза и Эфрона: "К. массовая иммиграция из цивилизованного государства в некультурные страны. Стимулами колонизационного движения являются: перенаселение, гонения политич. и религиозные и пр"

Но здесь это не подходит, ибо в ходе данной "колонизации" призывалась не культурная, а рабочая сила, и. естественно, не на командные позиции, вдобавок, имеющая мощные собственные стимулы в виде бедности и оскуднения тогдашней Европы... Ошибочный термин рожден нейтральным словом "колония". Лукавое слово)))

Например, колонизация Индии. Тут все сходится: " Коло́ния - зависимая территория, находящаяся под властью иностранного государства (метрополии), без самостоятельной политической и экономической власти, управляемая на основе особого режима. Колониальный режим не предоставляет права граждан населению контролируемой территории, сравнимые с правами граждан метрополии. При этом граждане метрополии пользуются в колониальных территориях большей властью и привилегиями, по сравнению с коренным населением. Образование колоний - основной инструмент расширения влияния империалистических государств (метрополий)" Т.е. "Колония" в политике и обществоведении - зависимая, несуверенная территория, владение иностранного государства.

"Колония" в географии и истории - новая, неосвоенная территория, подлежащая разведке и заселению. И, хотя, большинство территорий под будущими "немецкими" колониями не были совсем уж никем не освоенны, но в определенном смысле, это так. Без слова "внутренняя" обойтись нельзя.

Имеем:
Российская империя в царствование императрицы Екатерины II практиковала активную политику внутренней колонизации (колонизировала внутренние неосвоенные территориии), в том числе, силами прибывающих на ее территорию иностранцев. Это вернее.

Отметил бы так же, результаты переписи 1897 года (где исследовалась вся территория Рос, Империи) и 1959 (где учтены цифры по РСФСР и Средней Азии), что показывает рост числа немцев (учитывая не вхождение во вторую приведенную автором цифру немцев Польши, Прибалтики (где в России, традиционно, была наибольшая плотность немецкого населения).

В целом, рад появлению этого материала.
Аватара пользователя
Константин
гражданин
гражданин
 
Сообщений: 98
Зарегистрирован:
Откуда: видное

Re: Немцы в России

Сообщение левый 21 май 2010, 04:38

С подачи нашей пятой колоны, в последние десятилетия стало общим местом, принятие факта кровожадного удержания Сталиным всех пленных и интернированных до самой своей смерти, ставшей "рубежом" их свобод. Также, принято гипертрофировать роль Аденауэра в судьбе пленных.
О военнопленных (достаточно объективно) есть здесь http://army.armor.kiev.ua/hist/dolgplen.shtml. О "репрессированных" метных поищу.Как бsло написано здесь кем-то про Катынь: у нас достаточно грехов, зачем нам лишние (тем более, разжигающие рознь).
Хотя, паршиво жилось в войну и после войны всем народам. Но тут, увы для немцев, есть народ-причина. В этом историзме нет ничего страшного. Только историзм.
Аватара пользователя
левый
гражданин
гражданин
 
Сообщений: 57
Зарегистрирован:
Откуда: ленинград

Re: Немцы в России

Сообщение Один из нас 21 май 2010, 06:35

Господа, в кои-то веки, расширился круг создающих, а не только обсуждающих. Над материалом нужно и можно поработать. Его нужно и можно расширить примерами славного служения Русскому миру его граждан-немцев. Их учаcтие было не только количественно-представительным, но и многогранным. Уверен, Ангара сделает это. И учтет ваши пожелания и уточнения, в том числе. Поблагодарим нового автора и пожелаем успехов)))

Нам с Вами, Константин, нужно дописать уже о русском народе и таким образом, создать две, пусть популярные и краткие (но здесь и не книга) заметки о народах Русского Мира.
А там. глядишь, и еще кто распишется...
Мир Вам, русские люди
Аватара пользователя
Один из нас
Основатель Форума
 
Сообщений: 256
Зарегистрирован:
Откуда: Москва


Вернуться в Народы Русского мира


cron
Яндекс.Метрика