киса 03 дек 2009, 01:52
Я по интервью подитожу, с вашего позволения...
Понимание автором и знание им истории впечатляют: "правители, что были до него, ничем не отличались от европейских монархов. А Грозный первым устроил эту «аварию по-русски» - опричнину. Интерес к Грозному - верный признак того, что мы опять вляпались в «дурную бесконечность».
Да, конечно, был первым со своей "аварией"))) А "аварии" от Ивана III, например (называю ближнего)? Коротенькая справка от Брокгауза и Эфрона по Ивану III (человеку, общепризнано, кстати, мирному):
"Иван III Васильевич, великий князь моск., сын В. Темного, 1440—1505, был соправителем отца, в. кн. с 1462. Иван не любил решительных действий, но объединение уделов проводил твердо и сурово; давал отпор усиливавшейся Литве. Новгород, теснимый владениями Литвы и Москвы, завел сношения с литовск. князем, за что наказан наложением контрибуции 1471, а 1478 лишен веча и обращен в моск. область. 1489 взята Вятка. 1463 Ярославль уступлен Москве своими князьями. 1474 продана последн. часть Ростова. Тверь искала поддержки Литвы; Иван нанес тверичам несколько поражений; кн. Михаил тверск. бежал в Литву; княжество было присоединено 1485. В 1494 брата Андрея Иван посадил в тюрьму, а уделом завладел. Иван получил чернигово-северские земли, а брак дочери И. Елены с вел. кн. литовским был предлогом вмешиваться во внутр. литовск. дела. Опираясь на дружеств. сношения с крымскими татарами, Иван перестал платить дань Зол. Орде. 1480 хан Ахмат привел огромное войско к русск. границе, но без битвы ушел назад. Падение Константинополя, брак с греч. царевной Софией (с 1472) внушили И. высокое понятие о своей власти, как главы православных. Появился придвор. этикет. Короновав своего внука и наследника, Иван 1502 рассердился на его мать и посадил их под стражу; наследником стал Василий, сын Софьи. 1497 составлен первый Судебник.
Как, по мнению публики, проводилось объединение уделов? Голосованьем? А, между тем, потомки этих удельных князей "достались" Ивану IV, как и кнфликт на западе... Жизнь не так проста, как пытаются ее увидеть господа Иванов и Лунгин. Она куда сложнее примитивных тенденциозных сценариев.
Все усилия царя направлены не на хозяйство и политику, а на принуждение народа к вере в царя. Поэтому какие-нибудь талибы, что гонят в Россию наркоту, не такие страшные враги, как журналист, написавший, что у царя нимба-то нету.
Поразительное проникновение во внутрений мир другого человека (в нашем случае, царя). Согласен с коллегой вспомнившего Покровского. Предлагаемая логика по своей вульгарности достойна разговора в пивной-автопоилке. Жаль кончились такие.
Ну нельзя по здравому смыслу верить в царя, как в Бога.
"Смысл" и "Вера" редко пересекаются в нормальном сознании а, уж "по здравому смыслу верить"
"Потому что в русском понимании быть царём - значит, быть богоизбранным."
Хотелось бы уточнить, что в нормальном нерусском понимании - тоже самое. А нигилизм был нигилизмом, да так нигилизмом и остался, сколь не оканчивай искусствоведческие факультеты Уральских Госуниверситетов, сколь не переодевай его в просвещенно-либеральные формы. Есть такая идиома: "Без царя в голове"...
Случайна ли она?
Уважаемая, Елена, все это так, но вот прочло эту тему более востьмидесяти человек, кажется и, может быть, кто-то задумается: где живет, кто он, так ли ужасна его страна, как ему объясняют либерал-большевики? И это малое, уже, будет неплохим делом...